Выставка documenta погрязла в антисемитизме

26.08.2022

Крупнейшую выставку современного искусства documenta fifteen, проходящую в Касселе, Германия, уже давно можно назвать «выставкой современного антисемитизма». В немецких СМИ уже фигурирует альтернативное название – antisemita fifteen.

Удивляться тут нечему – первый скандал разразился еще в день открытия выставки, когда прямо перед выставочным залом разместили огромное полотно, на котором, помимо прочего, были изображены солдат-свинья со звездой Давида в шлеме с надписью «Моссад» и зубоскалящий еврей с пейсами, налитыми кровью глазами и аббревиатурой СС на шляпе, надетой поверх кипы.

На тему работы People's Justice индонезийских художников из коллектива Taring Padi не высказался тогда только ленивый – «омерзительными» изображения назвал даже федеральный канцлер Германии Олаф Шольц. Он заявил, что раньше постоянно посещал выставку, но теперь ноги его там не будет. Стоит отметить, что из-за этого полотна выставкой заинтересовалась прокуратура.

За работу People's Justice кураторы извинились – в стиле «Маша, мне очень жаль, что ты дура» из анекдота про Вовочку. Они опубликовали официальное заявление, в котором отметили, что «детали этого баннера были поняты неправильно, с игнорированием изначального посыла» и принесли извинения «людям, которых эта работа оскорбила».

Возмущение вызывали и другие моменты, на которых, по сути, «строилась» вся выставка. Так, президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер раскритиковал организаторов за отсутствие на выставке работ израильских художников.

Было бы странно рассчитывать на другой расклад, учитывая, что курирование documenta в этом году поручили индонезийской группе Ruangrupa, поддерживающей движение BDS (Boycott, Divestment and Sanctions), которое призывает к экономическому и политическому давлению на Израиль.

Генеральный директор documenta Сабин Шорманн вскоре была уволена, но после этого ничего не изменилось – скандалы сыпались как из рога изобилия. На фоне шокирующих изображений евреев работа «Герника Газа» палестинского художника Мохаммеда аль Наваджри, который провел параллель между действиями израильских войск в секторе Газа и уничтожением города Герника в Испании в 1937 году, показалась цветочками и внимания на нее особо не обратили.

Зато дальнейшее развитие событий сделало выставку лидером по упоминаемости в разделах о культуре всех немецких СМИ. И публикации были вовсе не восторженными, поскольку карикатурные изображения евреев стали своего рода символом documenta.

Так, в конце июля новый виток скандала произошел из-за рисунков из брошюры Presence des Femmes, опубликованной в 1988 году в Алжире, на которых изображены солдаты со звездами Давида на касках и искаженными лицами. На нескольких иллюстрациях военные угрожают детям.

На работе «Земля людей», также представленной на documenta, нарисовано существо с головой свиньи и мешком денег, символизирующее Вечного жида. Около него стоит дьявол, а рядом – маленькие фигурки солдат, которыми, по задумке авторов, управляют «главные герои» картины.

Затем на выставке была замечена работа, созданная Taring Padi в соавторстве с группой художников Justseeds. На рисунке изображены люди, которые делят между собой мешки с деньгами. Один из них имеет все «атрибуты» карикатурного еврея – кипу, длинный нос и злобную ухмылку. Понимая, что дело пахнет новым скандалом, авторы заклеили еврейский головной убор черной полоской, но тут же «всплыл» оригинал – и выставке снова «прилетело», несмотря на попытки кураторов объяснить, что наклейка была нужна для «модификации арабской шапки куфи, надетой на персонажа, в индонезийскую шапку сонгкок».

А на днях издание Jüdische Allgemeine сообщило, что documenta «сделала это снова» – на этот раз любителям искусства была представлена многочасовая видеоинсталляция Tokyo Reels, смонтированная из пропалестинских пропагандистских материалов 1970-х и 1980-х годов, в которых евреи фигурируют как мировое зло и источник всех бед.

В довершение ко всему британский художник бангладешского происхождения Хамья Ахсан, работы которого также представлены на documenta, начал публиковать антисемитские картинки и высказывания в соцсетях, а канцлера Олафа Шольца и вовсе назвал «фашистской свиньей». Представители выставки заявили, что отныне Ахсану запрещено появляться на выставке, но работы художника убирать не стали.