В Израиле создали первую в мире вакцину от бактерий

14.03.2023

Группа израильских ученых впервые в мире создала вакцину, способную бороться со смертельными для человека бактериями. Речь идет о мРНК-вакцине, используемой, к примеру, в прививке против COVID-19. Преимуществом этих вакцин, помимо их эффективности, является возможность очень быстрой разработки. Однако до сих пор ученые считали, что мРНК-вакцины против бактерий биологически невозможны. Совместное исследование ученых Тель-Авивского университета, Школы биомедицины и исследований рака, Израильского института биологических исследований это опровергло.

«Мы доказали: разработать 100%-эффективные мРНК-вакцины против смертельных бактерий реально», — сообщили ученые, результаты исследования которых опубликованы в журнале Science Advances.

Исследователи объясняют, что вирусы зависят от клеток организма-«хозяина» для своего размножения. Внедряя собственную молекулу мРНК в клетку человека, вирус использует наши клетки как фабрику по производству вирусных белков на основе собственного генетического материала, бесконечно копируя самого себя. На знании природы и локального нахождения вируса основан принцип вакцинации: синтезируемый в лабораториях вирус «заворачивают» в обертку из наночастиц, благодаря которым он «прилипает» к нашим клеткам и стимулирует производство вирусных белков. Иммунная система, знакомясь с этими белками, учится защищать наш организм в случае воздействия настоящего вируса.

С бактериями же все иначе. Им не нужны клетки человека для размножения, они самовоспроизводятся, свободно «путешествуют» по организму и постоянно претерпевают изменения, в том числе вырабатывая устойчивость к антибиотикам. Ранее исследователи не раз пытались синтезировать бактериальные белки, создав на их основе вакцину, но уровень антител оказывался настолько низок, что защитный иммунный эффект не возникал. Введенные вакцины просто не распознавали бактерии, успевшие видоизмениться в организме и не имевшие локальной дислокации.

Залогом успеха израильских ученых стала разработка новых методов секреции бактериальных белков, «подкрепленных» частью человеческого белка уже доказавшая свою эффективность. Все привитые в результате опытов животные, зараженные смертоносными бактериями, не только остались живы, но и получили полную защиту от заболевания.

Учитывая печальные прогнозы о том, что к 2050 году смертность человечества от бактерий может превысить смертность от онкологических заболеваний, разработка израильских ученых появилась вовремя.

«Если завтра мы столкнемся с какой-то бактериальной пандемией, наше исследование обеспечит путь для быстрой разработки безопасных и эффективных мРНК-вакцин», — заверили ученые.