Top.Mail.Ru

Новый фильм Спилберга "Искусственный интеллект" обещает побить все кассовые рекорды

09.07.2001

Вышедший на экраны США научно-фантастический фильм "Эй-Ай" /"Искусственный интеллект"/ обещает побить все кассовые рекорды. И это не только потому, что это проект двух наиболее маститых режиссеров Голливуда Стивена Спилберга и Стэнли Кубрика, что в главной роли снялся "самый известный в мире подросток" — 13-летний Хэйли Джоэл Осмонт, неоднократно номинированный на "Оскара". Успех картины, вне всяких сомнений, объясняется его темой. Американцы не меньше, чем, например, японцы, психологически готовы к наступлению эпохи "сосуществования" человека с роботом.

В центре картины — судьба мальчика-компьютера, которого используют в борьбе за предотвращение таяния ледяных шапок на Северном и Южном полюсах, что грозит затоплением построенных там городов. Действие происходит в середине ХХ1 века, когда рост населения Земли вынудил человека освоить и эти малопригодные для жизни районы планеты. За внешней стороной повествования — психологическая драма.

Как предсказывают американские футурологи, к середине нынешнего века в практику войдет психоинженерия, к концу столетия произойдет полное слияние человеческого мышления с миром машинного интеллекта. Выступивший недавно в программе телекомпании Эй-Би-Си доктор психологии Майкл Гиллэн считает, что в эпоху "сосуществования" человека с роботом уже вступают такие страны, как Япония, создавшая компьютер, полностью имитирующий движения человека, Дания, где создан компьютер, повторяющий набор движений котенка, США, где к 2025 году планируется провести открытый бейсбольный матч с участием двух команд — победителя национальных соревнований и команды бейсболистов-роботов.

Интеллектуальные машины с "мозгом" из электронно-фотонных эквивалентов клетки человеческого организма к середине ХХ1 века, претендуя, по выражению футурологов, на духовность "объявят себя людьми". Очень скоро количество способных самовоспроизводиться "людей-софтверов" /людей-программ/ значительно превысит численность настоящих "белковых" людей. Однако, по его словам, и среди них значительная часть будет своебразной "комбинацией", поскольку в человеческий организм все больше будут вживлять имплантанты.

Безграничные "интеллектуальные" и физические возможности конгломерата "людей-софтверов" и людей имплантированных будут в состоянии решить едва ли не все проблемы, над которыми в течение всей своей истории мучилось человечество, в частности, смертности людей и неизбежности конца планеты. Большинство "сознательных существ" будет лишено постоянной физической формы, получив возможность менять ее произвольно. Все более совершенные электронные чипы, полагают футурологи, восполняя износившиеся "детали интеллектуально-духовного аппарата", смогут до бесконечности сохранять исконную "программу личности". Новые материалы обеспечат вечно "юную" телесную оболочку. Новейшие технологии приведут к предельной миниатюризации и самих "сознательных существ", позволив преодолеть привязанность к одной планете, откроют возможности переселения в безграничные пространства Космоса. Но действительно ли будут решены "все проблемы"?

Неизбежен момент, когда граница между человеком и компьютером окажется столь нечеткой, что человеку не останется ничего иного, как согласиться с "претензией" машины на обладание не только сознанием, но и духовностью. В своем "развитии" компьютеры, будучи моделями человеческого интеллекта, также, как и он, приобретут способность формулировать цели в соответствии с теми или иными ценностями и эмоциями. Но станет ли "сознательным" искусственный интеллект, достигший всей сложности мышления человека? Будет ли обладать "свободой воли"? Получит ли печать духовности?

Картина "Искусственный интеллект" ставит многие из этих вопросов. Судьба мальчика-робота, в основе которого компьютер, способный сознавать факт собственного существования, глубоко трогает зрителя. Герой фильма совершает самое сложное из всех выпавших на его долю "путешествий" — внутрь самого себя. Его ждет открытие, от которого зависит его судьба: способен ли он стать чем-то большим, чем машина, даже если эта машина — искусственный интеллект.

{* *}