Top.Mail.Ru

В Москве открылась выставка Роберта Фалька

23.07.2001

В антикварно-аукционном доме «Гелос» (1-й Боткинский пр-д, 2/6) открыта выставка Роберта Фалька.

О полноценной ретроспекции речь не идет, и желающим составить базовое представление о творчестве знаменитого бубнововалетца и декана живописного отделения ВХУТЕИНа лучше идти прямиком в Третьяковку. Акцию в «Гелосе» можно назвать предаукционным показом, правда, с оговоркой, что вопрос о проведении собственно аукциона пока не разрешен. Переговоры сейчас ведутся с вдовой художника Щекин-Кротовой, из чьих запасов и почерпнуты экспонаты выставки.

Массированной распродажи нет, а есть осторожное «отпускание» небольшой партии – типичный метод поведения разумных наследников. Нынешняя подборка почти полностью состоит из карандашных портретов: Шкловский, Михоэлс, Станиславский (на его дочери Фальк одно время был женат). Больше всего изображений самой Щекин-Кротовой, имеется даже ее живописный портрет 40-х годов – обойтись совсем без холстов было бы тактической ошибкой. Добавлены также два сельских пейзажа маслом, – без дат, но явно не очень ранних. Из рисунков же несколько относятся к самой заре творческой деятельности: «Портрет отца», «Женщина в кресле» и некоторые другие, датированные 1900-ми годами.

Между тем художник дважды успел побывать в кумирах молодежи – в пору первого авангарда и в глухие послевоенные годы, когда на гонимого властями старика смотрели как на носителя Той Культуры. Понятно, что работ такого уровня и мощи, как знаменитая «Красная мебель» или «Старая Руза» времен кубистической молодости, для коммерческой выставки взять негде, но уж больно субтильным персонажем выглядит Роберт Рафаилович в предложенной редакции.

Признаки внутренней силы и небанального мышления здесь будут доступны только тренированному взору. Вот выразительный изгиб кресла, вот динамичное искажение пропорций лица, вот едва заметный сдвиг композиции в сторону неравновесия… Главная же претензия – отсутствие на выставке цвета, с которым у Фалька десятилетиями протекал драматичнейший роман. Формально колориты представлены, с точки зрения восприятия их нет. Но это мы уже зарываемся, поскольку экспозиция никаких эстетико-биографических задач перед собой не ставит. С коллекционерской точки зрения здесь есть вещи любопытные, особенно если предположить, что они пополнят какое-то уже имеющееся собрание Фалька. А для бедных и недостаточно понимающих существуют музеи.

{* *}