Top.Mail.Ru

Пикассо в Музее Израиля

07.08.2001

В Музее Израиля действует выставка Пикассо "Вехи жизни художника в рисунках и графике". Несколько лет назад в Нью-Йорке, в Музее современного искусства проходила выставка портретов "Пикассо и его женщины". То было визуальное отражения жизни художника — с его четырьмя женами и несчитанным количеством любовниц. Выставка в иерусалимском музее более скромна и более объективна. Перед нами — не живопись, а рисунки, и не только женщины Пикассо, а вся его жизнь в виде графического дневника — бесконечные разъезды между Францией и Испанией, его друзья, пути развития его живописного языка, стиля рисунка, достигшего ярчайшей выразительности и лаконичности.

Отчасти идея экспозиции рисунков Пикассо появилась благодаря выставке "Дада и сюрреализм". Художник дружил со многими поэтами и писателями-сюрреалистами. Среди его друзей были Андре Бертон, Поль Элюар, Пьер Риварди, Матисс и Брак. Но Пикассо был слишком самобытен, чтобы полностью подпасть под влияние какого-либо одного течения. Во всех его работах, к какому бы времени они не относились, будь то рисунки 1930-х годов, времен гражданской войны в Испании, или конца 1950-х, времен холодной войны, или гравюры 1960-х годов, когда Пикассо занимала тема старения, легко распознать неповторимый почерк художника. При этом Пикассо работал едва ли не во всех графических техниках — офорты, гравюры, литографии.

Выставка рисунков Пикассо — это не только возможность для зрителей "перелистать" рисованный дневник художника, но и возможность получить чисто эстетическое наслаждение от творчества большого мастера.

Всего же в Музее Израиля хранится около тысячи рисунков и гравюр Пабло Пикассо. Большая часть этого собрания была пожертвована музею швейцарским филантропом Жоржем Блохом из Цюриха. Блох, составивший в свое время полный каталог графических работ Пикассо, дружил с художником, много лет поддерживал Музей Израиля, и нынешняя выставка приурочена к 100-летию со дня рождения этого щедрого дарителя. Одна из серий графики Пикассо "Клоуны", начало создания которой относится к 1905 году, была передана музею в полном объеме.



{* *}