В израильском правительстве все глубже обозначаются разногласия
13.08.2001
Суть конфликта в том, что Шарон продолжает настаивать — переговоров с палестинцами "под огнем" не будет. Перес, напротив, однозначно заявляет — кровопролитие способен остановить только политический диалог.
В воскресенье казалось, что компромисс между ветеранами израильской политики уже невозможен. Тем не менее Ариэль Шарон вроде бы уступил, разрешив Пересу начать диалог с руководством Палестинской национальной администрации /ПНА/, но только, как было подчеркнуто, не с Ясиром Арафатом. Наблюдатели полагают, что этим шагом глава правительства спасал свой кабинет от серьезнейших потрясений. Ведь если бы Шимон Перес осуществил свою угрозу подать в отставку, это означало бы непоправимое — правительство могло бы развалиться.
Последний раз "черная кошка" в отношениях между Шароном и Пересом пробежала в пятницу, после решения главы правительства о закрытии так называемого "Ориент хауса", долгие годы служившего представительством палестинского руководства в Восточном Иерусалиме. Перес был категорически против такого шага, подчеркивая, что он лишь обострит ситуацию.
Кроме того, некоторые наблюдатели указывали, что при подготовке Норвежских соглашений занимавший тогда также пост министра иностранных дел Шимон Перес якобы дал палестинцам гарантии /чуть ли не письменные/, что Израиль никогда не поставит под сомнение право арабов на их собственность в Восточном Иерусалиме. Теперь, дескать, это обещание полностью относится и к "Ориент хаусу", являвшемуся собственностью семьи недавно умершего известного палестинского политического деятеля Фейсала Хуссейни, а затем переданному в распоряжение Организации освобождения Палестины. Наблюдатели указывали, что Переса просто разозлила ситуация, что с его "честным словом" обращаются довольно непочтительно.
Однако, компромисс между Шароном и Пересом был найден. Министр иностранных дел получил мандат на переговоры с палестинским руководством.
Надо сказать, что такое решение вызвало бурю негодования со стороны активистов правых израильских партий. По их мнению, с палестинцами не только нельзя вести переговоры, но необходимо как можно раньше нанести мощный удар по автономии с тем, чтобы была разрушена ее инфраструктура. Из лагеря правых также звучат призывы снова вернуть израильскую армию на Западный берег реки Иордан и в сектор Газа. И главное, считают правые, необходимо "перечеркнуть Норвежские соглашения", которые некоторые политики от правых "русских" партий в Израиле называют не иначе как "ослиными" /по созвучию с названием столицы Норвегии/.
Тем не менее правительственный кризис пока не состоялся, и многие израильтяне вздохнули с облегчением: надо, наоборот, сплачивать ряды, объединяться, забыть все разногласия.
Это так, но речь идет о принципиальных вещах, указывают сторонники как Ариэля Шарона, так и Шимона Переса. Первые подчеркивают, что возобновление переговоров с руководством ПНА в условиях продолжающихся террористических актов может создать у палестинцев иллюзию, что они могут добиться своего силой. Вторые утверждают, что немедленное прекращение террора — задача для Ясира Арафата все равно невыполнимая, поскольку он, дескать, ситуацию уже не контролирует. А продолжающееся противостояние выдвигает в Палестинской автономии на первый план руководителей радикальных исламских партий, что Израилю также не выгодно. То есть, пока еще не случилось непоправимое, переговоры следует возобновлять, и именно с Арафатом.
Существует и еще одно, согласно некоторым оценкам довольно оригинальное, объяснение всему происходящему в коалиционном правительстве Израиля. Некоторые наблюдатели подчеркивают, что развал коалиции не может быть выгодным ни Ариэлю Шарону, ни Шимону Пересу, поскольку в связи с уже преклонным возрастом обоих, по сути дела он будет означать конец их политической карьеры. Поэтому, дескать, "хитрые" Арик и Шимон, как они называют друг друга, просто договорились. Шарон своими высказываниями "льет бальзам на душу" политикам из правого лагеря, а Перес, в свою очередь, обеспечивает поддержку существующему кабинету министров со стороны левых.
На самом же деле у этих двух политиков гораздо больше общего, чем разъединяющего. И в первую очередь, это стремление как можно дольше играть "первые роли" в израильской политической жизни.
Самое читаемое
Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
Хроники
Расстрел за порно
Деньги были в обогревателях, под коврами и в трехлитровых банках...
Хроники
Душок нацизма от Шанель
Коко Шанель избежала наказания за связь с немецким преступником...
Общество
Затравленный вундеркинд
На допросе сообщил, что поддерживает революцию в России...