Top.Mail.Ru

6 сентября в кинотеатре "Пушкинский" в Москве — премьера семейной комедии "Кошки против собак" с Джеффом Голдблюмом

05.09.2001

Занятный все-таки жанр — семейная комедия. Есть в нем определенный парадокс. Какая-то трогательность и наивность в духе французских социалистов-утопистов: собрать всех, старых и малых, родителей и недорослей вместе, плечом к плечу, сплотить хоть на пару часов в едином порыве, заставить позабыть про скандалы и скелеты в шкафу. Бабка за дедку, внучка за Жучку, и все вместе — за сладкую репку.

"Кошки против собак" — репка высококалорийная. Лоуренс Гутерман, снявший до этого только одну никем не замеченную картину, проявил твердость и скрyпулезность, достойную самого талантливого и бескомпромиссного садовода.

С незапамятных времен собаки и кошки ведут войну. И если псы людям — верные друзья и покровители, то кошки как были, так и остались дикими тварями из дикого леса. Когда-то они властвовали над людьми, но затем их иго было сброшено при помощи доберманов и ротвейлеров, и настал хрупкий мир, то и дело нарушаемый попытками котов снова воцариться на планете.

Чтобы не допустить этого, создано собачье Бюро — сверхсекретная организация, оснащенная высокотехнологичным оборудованием и первоклассными агентами, которое стоит на страже status quo. Действие фильма разворачивается вокруг схватки агентов Бюро с масонами кота Тинклса, пытающимися саботировать создание профессором Броуди (Джефф Голдблюм) лекарства против аллергии на собак.

Как обычно, актеры-животные делают актеров-людей как хотят. Джефф Голдблюм, кое-что смыслящий в биологии, поскольку в свое время взял да и превратился в муху, рассеяно топчется, никому, впрочем, не мешая. Тем более, что конкурентов среди людей у него почти нет — почти, потому что в оригинале зверюшек озвучивают Алек Болдуин и Сьюзан Сарандон. Может быть поэтому прокатчики на голоса тоже не поскупились, и фильм дублирован на редкость качественно.

Бесчисленное количество цитат из шпионских фильмов, начиная от элегантной классики Джеймса Бонда до "Ангелов Чарли", пульт управления (как в "Детях шпионов"), размещенный в собачьей будке, ювелирная работа с животными, куклами и компьютерными моделями, звезды на озвучании — всего этого было бы достаточно, чтобы получилось вполне приличное кино.

Но Гутерман решил подсыпать удобрений.

По степени жесткости и отсутствии полутонов эта семейная комедия приятно напоминает политические триллеры времен холодной войны. Типа "если враг не сдается — его уничтожают". Схватка идет не на жизнь, а на смерть, с применением техник форсированного дознания, казнью зарвавшихся помощников, и приказами пожертвовать товарищами ради великого дела. Что делать — раз нет сколько-нибудь приличного врага, чей лик вызывал бы законный гнев и заставлял сжиматься мозолистый кулак, приходится довольствоваться небольшими хвостатыми млекопитающими. Это, конечно, не русские майоры из "Рэмбо", но довольно похоже. Хочется посетовать, что так мы и до мышей доберемся, но мыши в фильме тоже есть — в роли этаких люмпенов-власовцев.

Удовольствие видеть настоящую войну под соусом песиков-котиков и в самом деле способно собрать у экрана всю семью. Как и история про щенков-далматинцев, которых пытаются пустить на пальто. Жанр такой — семейная комедия.

{* *}