Top.Mail.Ru

Шарон доволен визитом в Россию

06.09.2001

С точки зрения израильтян, визит Ариэля Шарона в Москву прошел удачно. Россия, которую многие в Израиле и Соединенных Штатах считают склонной поддерживать точку зрения арабов на ближневосточный конфликт, устами президента Путина безоговорочно осудила "террор против мирных жителей" в качестве метода политической борьбы.

Адресат этого высказывания ясен, как ясны и причины, побудившие российского лидера это заявление сделать: Израиль — одна из немногих демократий, которые в целом склонны оправдывать российскую политику в Чечне. Кремлю выгодно представлять операцию федеральных сил в Чечне и действия израильских сил безопасности как борьбу против общего врага — международного мусульманского экстремизма.

Отношения двух стран в последнее время развиваются весьма динамично, двусторонний товарооборот, по некоторым данным, достиг миллиарда долларов, причем, по данным российского правительства, 90% этой цифры составляет российский экспорт, прежде всего — драгоценных камней.

Шарон говорил о недостаточном уровне торгово-экономического сотрудничества и привез в составе делегации группу бизнесменов, заинтересованных в развитии деловых связей с Россией. Нельзя забывать и про так называемый "русский фактор" в самом Израиле.

Для израильских премьеров визиты в Россию стали обязательной частью внутренней политики еще с середины 90-х: ни один общественный деятель не может позволить себе игнорировать почти миллионную общину выходцев из бывшего СССР. Кабинет Шарона опирается, среди прочего, и на поддержку таких партий как "Наш дом Израиль", стремящихся выражать интересы новых репатриантов. Неофициальный лидер русскоговорящей общины Израиля Натан Щаранский — министр внутренних дел в правительстве Шарона.

Поездка Шарона прошла не без шероховатостей. Премьер не стал встречаться с патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым и председателем Государственной думы Геннадием Селезневым.

Израильские источники сослались на "технические причины", а по дипломатической Москве ходили слухи о внезапном недомогании израильского гостя. Многие при этом обратили внимание на то, что у Шарона состоялась незапланированная встреча с министром иностранных дел России Игорем Ивановым.

Приезд Шарона не снял и давних разногласий с Израилем по поводу Ирана и Ирака. Соединенные Штаты и Израиль обвиняют Москву в слишком мягком отношении к режиму Саддама Хусейна и поставках ракетных и ядерных технологий Тегерану. Россия не скрывает своего желание как можно скорее увидеть санкции ООН против Багдада снятыми, а в отношении Ирана настаивает на том, что полностью соблюдает международные режимы нераспространения ракетно-ядерных технологий.

Что же касается ближневосточного урегулирования, то хотя Россия и остается сопредседателем мирного процесса, ее реальные возможности влиять на положение дел в регионе остаются весьма ограниченными.

Правда, уже в конце недели в Москву приезжает делегация во главе с председателем Исполкома ООП Махмудом Аббасом. Парадокс ситуации в том, что у Москвы, в отличие от Соединенных Штатов, сейчас нет ни военных, ни финансовых рычагов влияния на ближневосточную ситуацию, но нет и ярко выраженных интересов в регионе. Это дает ей возможность более спокойно вести диалог с конфликтующими сторонами.

{* *}