Top.Mail.Ru

"Метеоритный дождь" в Израиле

12.09.2001

Центр дигитального искусства расположен на окраине Холона, но все-таки стоит до него добраться. Две предыдущие выставки видеоарта были интересными, объемными и достаточно полно отражали то, что происходит в израильском мире видеоискусства. Третья, нынешняя, выдержана на уровне предыдущих. Называется она загадочно-привлекательно: "Метеоритный дождь". И представлены на ней две видео-аудио-инсталляции "Гипнотизер" и "Метеоритный дождь" художника Адама Берга и музыканта Дани Меира, занимающихся столь неординарной темой, как "связь между электронными средствами передачи информации и распадающейся страной". Причем электронику Берг и Мери уподобляют гипнозу, а нынешнее положение в стране сравнивают с кошмаром метеоритного дождя.


Сравнения могут показаться натянутыми, а пояснения излишними, но сами работы неожиданно тонки, красивы, необычайно выразительны и производят сильное впечатление, не требуя при этом долгого пребывания перед видеоэкраном и просмотра одного и того же дрыгающегося ролика.


"Гипнотизер" — видеоработа, сделанная с целью доказать, что техника может вмешиваться в мысли человека, влиять на подсознание. К примеру, изображение на экране гипнотизирует людей. На мониторе — плавающий, неспешно передвигающийся объект, за которым тянутся непонятные подсвеченные красноватые линии-паутинки. Звукоряд состоит из записей мелодии, специально написанной Меиром для инсталляции Берга, и частично — из людского гомона, голосов, записывающихся непосредственно в зрительном зале, то есть в режиме он-лайн. Эта видеоинсталляция интерактивна, звук и изображение зависят от того, где, в каком углу зала находятся зрители, и от того, какова их реакция на происходящее на экране. Силу "Гипнотизера" я испробовала на себя (желающие повторить это могут даже не ходить на выставку, а зайти на соответствующий сайт по электронному адресу Центра дигитального искусства). При некоторой доле усталости и самовнушения "Гипнотизер" действует отлично — я начала задремывать перед экраном минуты через полторы, а очнувшись, поняла, что Адам Берг — талантливый видеохудожник.


Инсталляция "Метеоритный дождь", если описывать ее формально, показывает, как выглядят объекты, падающие на землю, приближающиеся к ней. Но речь идет вовсе не об иллюстрации к закону всемирного тяготения, а скорее о странном поведении людей при еще более странных внешних условиях. "Метеоритный дождь" — пожалуй, еще более гипнотизирующая видеоинсталляция, чем "Гипнотизер" Берга и Меира. Часть фотоснимков для этой инсталляции были сделаны с борта самолета, другие же — компьютерные обработки видеоряда. Два слоя изображения — пустынные улицы с полуразрушенными домами, и на их фоне — падающие таинственные камни из потустороннего мира. Не похоже, что на наших глазах происходит катастрофа. Скорее, эти камни, зависшие над грязными тротуарами, выглядят как предупреждение, как тревожное послание, призванное пробиться сквозь людское равнодушие. На фоне шума и свиста от падающих метеоритов слышны записи прерывающихся голосов: "В тот момент, когда я услышала глухой звук, я подумала — это взрыв... но звуки ударов слышались вновь и вновь... как будто с неба падали огромные скалы... и некуда было бежать... сначала все испугались... но потом быстро к этому привыкли..."


Израильский центр дигитального искусства расположен в Холоне на улице Йермиягу, 16. Открыто с понедельника по четверг, с 12.00 до 20.00; по пятницам — с 10.00 до 13.00.

{* *}