Top.Mail.Ru

Работы Жана Дюбюфе в Музее Израиля

22.10.2001

Эта экспозиция тематическая, четвертая в цикле "Взгляд на коллекцию" (имеется в виду коллекция отдела современного искусства). И представлено тут свыше 30 работ Дюбюфе, художника, чья жизнь практически совпала с 20-м веком: он родился в 1901 году, умер — в 1985-м. Этот прекрасный французский художник был отличным рисовальщиком и глубоким живописцем. Экспозиция раскрывает его замыслы, идеи и нововведения. За свою долгую творческую жизнь Дюбюфе удостоился звания провокативного художника и пионера не только современной французской живописи, но и в целом искусства 20-го века. В своих работах он использовал необычные материалы, часто идя наперерез традиционным представлениям о красоте и живописным канонам. Среди трех десятков работ на выставке — литографии, рисунки, живопись, декоративные работы, напоминающие гигантские "паззлы".

Дюбюфе, несмотря на свой ярко выраженный индивидуализм, в какой-то степени развивал идеи сюрреалистов и того течения, которое во Франции было названо Art Brut. Это были работы, выполненные людьми, отверженными обществом. Сам Дюбюфе был сыном преуспевающего виноторговца из Гавра, но в 17 лет он уехал в Париж, где полгода учился в художественной академии. Его отношение к искусству всегда было критичным, даже взрывоопасным, что приводило к конфликтам в той художественной среде, где вращался Дюбюфе.

В 1924 году он прекратил рисовать, вернулся к семейному бизнесу и даже стал удачливым виноторговцем. И только в 43-летнем возрасте Жан Дюбюфе вновь вплотную занялся живописью и организовал персональную выставку в галерее "Друин". Его новые работы сразу привлекли внимание и вскоре стали неотъемлемой частью художественного мира Парижа, несмотря на любовь их автора к уединению и его привычку работать в одиночестве. Более того, он любил повторять: "Чтобы развиваться, ум не должен использовать уже пережеванную пищу". Искусство, согласно идеям Дюбюфе, преследует цели не только эстетические, но и этические — изменить вкусы толпы, а не только услаждать взоры публики.

Дюбюфе не был приверженцем одного стиля. Достаточно бегло пройтись по его выставке в Музее Израиля, чтобы понять — он не чуждался экспериментов и пробовал свои силы во всем. И не только в различных видах творчества, как поэзия и музыка, но и в различных стилях живописи, используя в своих текстурных полотнах новые техники и такие материалы, как песок, стекло, гравий и штукатурка. Он делал коллажи из своих же готовых работ, вклеивал в рисунки крылья бабочек, а в скульптурные композиции вставлял куски лавы и каменный уголь. Дюбюфе делал все, что отвечало его теории о том, что с помощью живописи и искусства можно достичь новых путей мышления. Работы Жана Дюбюфе требуют немало времени для осмысления. Стоит несколько раз внимательно осмотреть зал с его картинами, для которых характерны нарушенная перспектива, необычное соотношение фигур и образов, многослойный фон и даже особое обрамление холстов.

{* *}