Top.Mail.Ru

Исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося художника Роберта Фалька

26.10.2001

Исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося художника Роберта Рафаиловича Фалька /1886-1958/.

Классик искусства ХХ века немалую часть творческой жизни провел в полузабвении: судьбу мастера, ярко начинавшего столетие, переломала сталинская эпоха. Но Фальк вошел в историю как художник, сосредоточенный на подлинной правде искусства, сумевший не потерять своей индивидуальности, не уступить давлению идеологии, конъюнктуры, социального заказа.

Живописец, график, художник театра, Фальк окончил в 1910 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества у Константина Коровина и Валентина Серова. С 1918 года он и сам преподавал в возникших на месте этой классической школы Первых Свободных мастерских — Вхутемасе — Вхутеине. Уже в 20 лет начал выставляться, вскоре стал одним из основателей знаменитого общества "Бубновый валет", куда вошли Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, его учитель Илья Машков.

В живописи Фальк прослыл тонким психологом, философом-созерцателем. В 1928 году он был направлен в Париж: 10 лет длилась творческая командировка, и многие потом недоумевали, зачем художник вернулся в сталинский СССР. Другие удивлялись, что он будто прошел мимо самых громких явлений в искусстве той поры — Пикассо, неоклассицизма, сюрреализма. Но такова была цельность натуры мастера: "Самое немодное — живописный реализм", — писал Фальк из Парижа, имея в виду и себя. И за границей мастер продолжил поиски, начатые в 20-е годы: их символом остался натюрморт "Красная мебель", полный мощной внутренней энергетики. Художник "продолжал путь к себе самому — от враждебной экспансии времени, советского мифа", считает искусствовед. Творческая судьба Фалька — "впечатляющий уход от утопического оптимизма в экзистенциальное самопознание". Недаром его пейзажи, портреты, натюрморты парижского периода близки не к живописи Франции, а к явлениям "внутренней эмиграции" в искусстве СССР. После активной деятельности в 1910-20-е годы, множества выставок в составе объединений "Мир искусства", "Московские живописцы", Общества молодых художников, когда Фальк показал себя и одаренным живописцем, и незаурядным организатором, в зрелые годы ему пришлось уйти в "подполье".

При советской власти художник выставлялся мало, зато Москву будоражили слухи о квартирных и даже "чердачных" выставках, на которых он постоянно показывал новые работы — не слишком яркие, внешне спокойные, лишенные "болтливости", да и вообще примет времени. В пору засилья соцреализма они упорно напоминали об истинном предназначении художника: видеть красоту в неброском и вечность — в преходящем.

Поздний Фальк-мыслитель создавал мир, где нет места суете и обыденности / картина "В белой шали" или предсмертный "Автопортрет в красной феске"/. Обладая бесспорным моральным и профессиональным авторитетом, он стал духовным предтечей "андеграунда", на него равнялись молодые живописцы-шестидесятники.

Художнику посчастливилось избежать репрессий и Гулага, но в "оттепель" он попал под каток партийной вкусовщины: холсты Фалька на знаменитой выставке 1962 года в Манеже обругал Хрущев. Первая крупная выставка мастера состоялась в Ереване уже после его смерти, в середине 60-х.

Теперь его картины украшают собрания Русского музея и Третьяковки, частные коллекции и самые изысканные выставки в обеих столицах.

{* *}