Top.Mail.Ru

Литва не вернет евреям свитки Торы

06.11.2001

В распоряжении нынешнего правительства независимой Литвы находятся 370 свитков Торы, целых и поврежденных — все они сохранились со времен Катастрофы, долгое время хранились в запасниках СССР и достались «по наследству» правительству Литвы. Около года тому назад правительство решило, что оно готово вернуть эти свитки тому, для кого они созданы и для кого они являются ценностью — еврейскому народу, сообщает "Деловой Израиль".

Сразу же после этого начались разбирательства между разными еврейскими организациями, предъявившими права на свитки в качестве наследников литовского еврейства. В числе претендентов были: Американский еврейский конгресс, организация «Бней Брит», совет раввинов Европы. Когда споры стали переходить рамки приличия, дело решил взять в свои руки раввин Михаэль Мельхиор, заместитель министра иностранных дел в правительстве Шарона, курирующий отношения с еврейством диаспоры. Ему удалось провести совместную встречу «претендентов на наследство» и договориться, что совместный комитет будет заниматься вопросами распределения свитков. Дело осталось за малым — окончательно оформить договоренность с литовским правительством.

Однако на прошлой неделе советник раввина Мельхиора, адвокат Арье Цукерман, вылетевший в Литву для подписания окончательного договора с правительством, был поражен совершенно неожиданным поворотом событий: министр культуры Литвы г-жа Добиднейне заявила ему, что свитки Торы являются частью литовского национального достояния, поэтому решено оставить их «на родине», а если что-то и будет решено раздать — этим займется местная комиссия из 13 человек, в которой — аж целых 2 еврея.

Правда, пока удалось затормозить раздачу свитков Торы по «литовскому хотенью» — но для этого пришлось подключить к делу посла США в Литве и посла Литвы в США, а также обратиться с «почтительнейшим прошением» к президенту республики. Пока все на этом и остановилось.

Отметим, что видимо рав Мельхиор не знаком с историей о том, как министр культуры России, бывший неплохой актер, решительно боролся с «наглостью ХАБАДа», пожелавшего получить из московской библиотеки книги Любавичского ребе...

{* *}