Top.Mail.Ru

В четверг исполняется 95 лет со дня рождения режиссера, оператора, народного артиста СССР Романа Кармена

28.11.2001

В четверг, 29 ноября исполняется 95 лет со дня рождения режиссера, оператора, народного артиста СССР Романа Кармена. Он снял десятки тысяч метров хроники — документальных свидетельств важнейших событий 20 века. "Камера — это моя стихия. Съемка — это моя любовь", — говорил Кармен.

Кармен начинал как фотограф, журналист, но взяв в руки кинокамеру, уже не расстался с ней. Три года, начиная с 1936 года, он снимал кадры о Гражданской войне в Испании, о первой битве против фашизма. Эти материалы были включены в спецвыпуски "К событиям в Испании" и в фильм "Испания". Много позже, в 1967 году, Кармен вновь обратился к испанским событиям в фильме "Гренада, Гренада, Гренада моя...".

По признанию оператора, самой тяжелой была китайская экспедиция. "Прошел 25 тысяч километров через 11 провинций", — вспоминал он. О борьбе китайского народа за независимость были сняты фильмы "Китай в борьбе" и "В Китае".

В годы Великой Отечественной войны Кармен руководил фронтовой киногруппой. Снятые им кадры вошли в фильмы "Разгром немецких войск под Москвой", "Ленинград в борьбе" и "Берлин". "Почему нам порой удавалось снять войну, что называется, впритык, — говорил Кармен, — потому, что дорога оператора и солдата всегда была одна".

В 1946 году Кармен руководил съемками Нюрнбергского процесса, на основе которых он создал фильм "Суд народов".

Кармен побывал в десятках стран — Вьетнам, Индия, Куба. Его камера не просто фиксировала, она анализировала события. Он любил снимать крупным планом лица людей, считая, что по ним можно прочесть историю народа. Он запечатлел борьбу народов мира за независимость: "Пылающий остров", "Когда мир висел на волоске".

Кармен руководил созданием 20-серийной эпопеи "Великая Отечественная...". Этот фильм был показан в 1978 году по американскому телевидению под названием "Неизвестная война".

В его фильмах чувствуется яркая авторская интонация, темперамент и точность анализа исторической ситуации. Работы Кармена поражают выразительностью монтажного и звукового решения, он был поистине мастером репортажных съемок.

С 1960 года Кармен вел мастерскую режиссеров-документалистов во ВГИКе, передавал свой богатый опыт следующим поколениям.

{* *}