Top.Mail.Ru

В Москве отмечают 95-летие со дня рождения Романа Кармена

29.11.2001

В столичном Доме Ханжонкова сегодня пройдет вечер памяти знаменитого российского кинорежиссера, оператора, публициста Романа Кармена. Вечер приурочен к 95-летию со дня рождения мастера, которого еще при жизни называли "летописцем эпохи". На вечере вниманию зрителей предлагается документальный фильм о Романе Кармене, где воссозданы неизвестные страницы творческой биографии режиссера. Лента называется "Роман Кармен, которого мы знали и не знали".

"Мы использовали неизвестные широкой публике материалы, в том числе его путевые заметки, письма, записные книжки, фотографии из семейного архива," – сообщил в интервью ИТАР-ТАСС драматург Константин Славин, долгие годы сотрудничавший с Карменом и написавший сценарии ко многим его фильмам. Он сказал, что в фильм вошли кадры хроники, запечатлевшие режиссера на Крайнем Севере, в пустынях Средней Азии, на новостройках Урала и Дальнего Востока, в других регионах, где он делал репортажи. Экраны мира обошли съемки, которые Кармен вел в годы Гражданской войны в Испании.

"Многие эпизоды фильма возвращают зрителей к событиям Великой Отечественной войны, когда Кармен возглавлял группу фронтовых операторов и вместе с частями Советской армии с кинокамерой прошел тысячи километров от Подмосковья до Берлина. Ему же было поручено руководить съемками фильма "Суд народов" о Нюрнбергском процессе", — напомнил Славин. Он назвал творческим подвигом работу Романа Кармена и его коллег над документальной 20-серийной киноэпопеей "Великая Отечественная", которая за рубежом демонстрировалась под названием "Неизвестная война" и обошла экраны 68 стран.

Роман Кармен снял десятки тысяч метров хроники — документальных свидетельств важнейших событий ХХ века. "Камера — это моя стихия. Съемка — это моя любовь", — говорил Кармен. Он начинал как фотограф, журналист, но взяв в руки кинокамеру, уже не расстался с ней.

Кармен побывал в десятках стран — Вьетнаме, Индии, на Кубе. Его камера не просто фиксировала, она анализировала события. Он любил снимать крупным планом лица людей, считая, что по ним можно прочесть историю народа. Он запечатлел борьбу народов мира за независимость ("Пылающий остров", "Когда мир висел на волоске"). В его фильмах чувствуется яркая авторская интонация, темперамент и точность анализа исторической ситуации. Работы Кармена поражают выразительностью монтажного и звукового решения, он был поистине мастером репортажных съемок.



{* *}