Top.Mail.Ru

Исполняется 90 лет со дня кончины художника Валентина Серова

05.12.2001

В среду — скорбная дата в истории российского искусства: ровно 90 лет назад в Москве умер Валентин Серов /1865-1911/. Это имя мгновенно оживляет в памяти холсты "Девушка, освещенная солнцем", "Заросший пруд", "Похищение Европы", портреты Марии Ермоловой, Исаака Левитана и Федора Шаляпина, "Сергей Дягилев с няней", образ Петра 1 на строительстве Петербурга и "Мика Морозов" — едва ли не самый пленительный детский образ в русской живописи.

Живописец, график и сценограф, лидер художественного объединения "Мир искусства", блестящий портретист и тонкий пейзажист, автор исторических и мифологических полотен, Серов принадлежит к плеяде крупнейших мастеров искусства. Подлинный труженик, он стал классиком еще при жизни, хотя век его был досадно короток: всего 46 лет, из них — три десятилетия упорной работы и постоянных поисков.

В наши дни с этого мастера ведется история современного искусства России. Крупнейший знаток отечественного искусства 19-20 веков, действительный член Российской академии наук Дмитрий Сарабьянов в интервью РИА "Новости" назвал Серова, наряду с Михаилом Врубелем, родоначальником российской живописи ХХ века.

Лишь после безвременной смерти Серова и масштабной выставки его наследия стала ясна трагичность его судьбы. При всей широте, богатстве и разноплановости творчества, оказавшись на перевале от старого искусства к новому, художник сделал и сказал далеко не все, что мог бы.

В 20 лет Серов вошел на равных в "высший слой" русского искусства, став членом "Абрамцевского кружка". В 22 года он напишет "Девочку с персиками". Портрет юной Веры Мамонтовой сразу прославил автора и остался одним из шедевров русской живописи — знаком ее пути к самообновлению.

Однако мастер светлых и солнечных красок был натурой серьезной и неподкупной. Так, он отказался от звания академика после 9 января 1905 года. "Кровавое воскресенье" Серов наблюдал из окон Зимнего дворца. Приглашенный написать парадный портрет Николая П, прославленный маэстро не стал льстить венценосным заказчикам — его этюды вызвали гнев императрицы.

Большая часть наследия мастера хранится в Третьяковской галерее, членом Совета которой он был с 1899 года. Там же 10 лет назад состоялась и последняя крупная ретроспектива Валентина Александровича Серова.

{* *}