Top.Mail.Ru

В Москве начался фестиваль музыки Арнольда Шенберга

06.12.2001

В Рахманиновском зале консерватории начался фестиваль музыки Арнольда Шенберга (к 50-летию со дня смерти) – звуковая половина к выставке "Арнольд Шенберг–Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки", чуть раньше открывшейся в Третьяковской галерее на Крымском валу.

В прошлом сезоне в Рахманиновском зале уже проходил фестиваль Шенберга. Он и был, похоже, первой попыткой актуализации творчества композитора, которую за истекший период успешно продолжили несколько акций. Например, прекрасный концерт нововенской музыки, сделанный музыковедом и певицей Светланой Савенко в альянсе с пианистом Юрием Полубеловым. Или программа "Арнольд Шенберг и его адресаты", подготовленная Алексеем Гориболем для Малого зала Петербургской филармонии.

Первые концерты нынешнего фестиваля в Рахманиновском зале оказались гораздо бледнее упомянутых. Ранний Шенберг в окружении русских композиторов Ефима Голышева, Сергея Протопопова, Ивана Вышнеградского, Артура Лурье и Николая Рославца (в первый вечер), как и Шенберг–Берг–Веберн с обработками вальсов Штрауса (во второй), чем-то напомнили расклад тем для студенческих курсовых. Или главы очередного учебника, скучно озвученного студентами факультета исторического и современного исполнительского искусства и несколькими приглашенными музыкантами.

В учебниках принято ценить Шенберга за его автодидактику и изобретенную им додекафонию. По учебникам выходит, что ранний Шенберг – это одно, а Шенберг-додекафонист – совсем другое. В одном случае мы имеем дело исключительно с венскими корнями композитора, а в другом – с оторванной от этих корней новой композиционной техникой, из которой выросла вся новая музыка Европы ХХ века. Таким образом, учебниками человек оказался разъят на несколько фрагментов. Но человек-то был один, притом редкой цельности, силы духа и веры в Б-га.

Судя по концертам, для большинства исполнителей очевидная спаянность древа шенберговской музыки с ее корнями – тайна за семью печатями. Изумительно красивую раннюю музыку авангардного классика и его учеников инструменталисты просто не услышали, изобразив вместо нее нотный чертеж гармоний, мелодий и маленького такого чувства. Исключением были разве что люди с опытом и душой – Светлана Савенко, Юрий Полубелов и квартет из недавних выпускников консерватории в составе: Родион Петров, Илья Норштейн, Илья Гофман и Дмитрий Прокофьев.



{* *}