Top.Mail.Ru

Евгений Кисин сыграл в Москве

17.12.2001

Серьезных концертов Евгений Кисин не давал в Москве уже несколько лет. И вот новая встреча с верной публикой, пишет газета "Известия". Одну программу, прошедшую в рамках "Декабрьских вечеров", пианист целиком посвятил Шопену (24 прелюдии, Баркарола, Вторая соната) и избранным посетителям Пушкинского музея. Другую сыграл в более демократичном месте — Большом зале консерватории. Там кроме Шопена (несколько ноктюрнов) был еще "Карнавал" Шумана и Третья соната Брамса. А кроме тех, кто выложил несколько тысяч за вход, — куча безбилетников, на которых закрывали глаза билетерши.

В последний свой приезд знаменитый виртуоз и романтик Евгений Кисин потряс всех слишком большим процентом брака. Даже те, кто не считает нужным рассматривать игру пианиста в придирчивую лупу, не смогли пропустить мимо ушей слишком заметного количества фальшивых нот. Сейчас Кисин в гораздо лучшей форме. Головокружительные пассажи точны. Рука тверда. Все свои замыслы пианист выполняет четко. Музыкальный мир бывшего вундеркинда можно рассмотреть и прочувствовать без каких-либо ограничений.

Этот мир — дробный, нервный и всклокоченный. Он состоит из непрерывной и изматывающей смены микросостояний. Разгон от тишины к воплю — минимальный. Напоминает клиповый монтаж и фильмы ужасов. В каждую секунду пианист готов мгновенно отреагировать на что-то, что бросится из-за угла. Только углы эти и этих чудищ он придумывает себе сам. И поэтому, несмотря на кажущуюся разодранность на мелкие кусочки, его мир целен и даже герметичен.

Логично, что идеальный жанр для Кисина — цикл миниатюр. Шопеновские прелюдии или шумановский "Карнавал" — то, что нужно. При этом ни Шопена, ни Шумана там не ищите. Там есть только Кисин. Чувствуется, что он играет эту музыку уже двадцать лет подряд, что он с ней на "ты". Не искажая ни одной ноты, он не рассказывает, а пересказывает эту музыку собственными словами. Это ему легко: каждый изгиб музыкальной мысли он знает так же хорошо, как заключенный — каждый сантиметр своей камеры.



{* *}