Top.Mail.Ru

Мнение одного из ведущих Интернет-магнатов о ситуации на Ближнем Востоке

22.12.2001

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Антон Носик – главный редактор Интернет-проекта Lenta.ru, президент Интернет-холдинга Rambler.

Антон Носик – человек, который хорошо знает внутреннюю ситуацию в Израиле, человек, проживший там не один год. Объясните, что происходит? Каждый день идут новости одна хуже другой.

Вот сегодня, например, глава палестинской автономии, Ясир Арафат пригрозил, что пойдет пешком из Рамаллы в Вифлеем на празднование Рождества, если Израиль не предоставит ему соответствующего транспорта. Арафат фактически заперт сейчас в Палестинской автономии. Его заставляют таким образом решать там, сидя на месте, все проблемы, которые есть, и обвиняют в том, что он их решает плохо. Ваш прогноз, чем сейчас все это может закончиться? По-моему, так плохо, как сейчас не было давно уже.

А. НОСИК – Я совершенно с вами согласен, так плохо, как сейчас, не было давно. И так плохо, как будет завтра, завтра будут с сожалением оглядываться на сегодняшний день, а послезавтра на завтрашний, потому что ситуация катится по наклонной плоскости. Есть чудовищная проблема, проблема заключается в том, что у израильтян нет, к сожалению, вот этой серебряной пули для того, чтобы покончить с террором силовыми методами. Это проблема, это проблема внутренней нравственной решимости израильтян, потому что, например, существовал палестинский террор того же Арафата, той же организации "Освобождение Палестины", он существовал в Иордании. И король Иордании Хусейн имел с этим проблемы, но король Иордании Хусейн — это арабский цивилизованный властитель, поэтому он послал танки, которые проехали по телам 5 тысяч палестинцев за три дня. На этом проблема арабского террора в Иордании снялась. И таким способом она снималась везде, где с ней успешно борются. Это публика, понимающая только язык силы, понимающая только грубое, тяжелое насилие, понимающая, что с превосходящим противником не надо шутить шутки. Это единственный язык, на котором их можно убедить.

О. БЫЧКОВА – Тем не менее, Антон, извините, вы недавно писали в комментарии в "Еженедельном журнале" о том, что если бы существовало военное решение этой проблемы, силовое решение, то оно давно бы уже было найдено. Нужно искать политическое.

А. НОСИК – Оно существует, оно найдено. Проблема заключается в том, что сегодняшний Израиль, когда он начнет вести себя как просвещеннейшие арабские монархи, то есть, заниматься людоедством…

О. БЫЧКОВА – То есть, по-восточному, а не по-западному.

А. НОСИК – Он перестанет быть современным демократическим… единственной демократией на Ближнем Востоке, он перестанет быть собой, он утратит свое identity. В это состоит проблема, в этом состоит мука. Израиль не может действовать так, как действовал бы на его месте любой арабский лидер, включая Ясира Арафата. А по поводу Ясира Арафата замечательно сегодня сказал наш министр Игорь Иванов в Лондоне. Это было в вашем эфире, когда я сюда ехал. Он сказал, правда он говорил про Афганистан, "у нас не должно быть двойных стандартов, у нас не должно быть хороших террористов и плохих террористов". Ясир Арафат это "хороший" террорист. Поэтому, после 11-го сентября его место на политической карте сузилось и, практически, сегодня уже исчезло.

О. БЫЧКОВА – Я не случайно начала с Арафата, потому что сюда сейчас сходятся все основные проблемы, когда говорят о том, что будет после Арафата. Потому что очень много говорят, что он не может сейчас уже справляться с ситуацией.

А. НОСИК – После Арафата будет только хуже.

О. БЫЧКОВА – Есть две точки зрения на этот счет. Говорят, что с одной стороны его подпирают люди, с которыми… ну, совсем уже отпетые палестинцы, с которыми совсем договориться будет невозможно. Есть другое мнение, что выросло уже поколение прагматичных палестинцев-политиков, младше Арафата, которые готовы решать конкретные вопросы за столом переговоров. Ваш взгляд на эти вещи?

А. НОСИК – Нет, не выросло, нет, не было лагеря мира никогда с палестинской стороны, и нет, его нет сегодня. И нет людей, которые критикуют Арафата за циничное использование Хамаса, Исламского Джихада, на протяжении всех этих лет. Потому что Арафат играл роль Талибана в Палестине. Он предоставлял возможность Хамасу, Исламскому Джихаду отстроить базы, проводить вербовку, изготовлять взрывчатку, взрывать израильтян. Арафат таким способом выдавливал из израильтян уступки, потому что некоторые правительства Израиля каждый раз, когда что-нибудь взрывали, они бежали что-нибудь отдавать, чтобы больше не взрывали. Они думали, что такой способ сработает, но такой способ не работает. Каждый раз, когда Израиль пытался договориться, это воспринималось как проявление слабости и приглашение к эскалации этого давления, к эскалации этого нажима. Израиль пытается прекратить эту череду капитуляции. Но Израиль не может себе позволить заниматься серьезно, вплотную, заниматься борьбой с населением Палестинской автономии. А террористы растворены в этом населении не меньше, чем это происходит в Чечне. То есть, вы проводите зачистки, кто-то ушел в том году в формирования, кто-то в более позднем году, все повязано. И тут решение должно быть какое-то очень асимметричное. Его нет, к сожалению, его нет. Есть военное решение, очень простое. Если устроить в пределах палестинской автономии десятую часть того, что российская армия творит в Чечне, проблема будет закрыта раз и навсегда. Ну, просто, это немыслимо. То, что мы умеем себе позволить в отношении гражданского населения, израильтяне просто не смогут ночью спать после этого.

О. БЫЧКОВА – Прежде, чем мы уйдем на новости, ответьте на вопрос: "Есть ли все-таки шансы на окончание войны в Израиле?"

А. НОСИК – Ну, конечно, есть бог, и на него можно надеяться, это очень большой шанс, потому что у него очень много возможностей. У людей возможностей меньше.
{* *}