Top.Mail.Ru

Израиль – ночь перед рождеством или год Шарона

25.12.2001

До российского Нового года остается еще неделя, до всемирного рождества несколько часов, и в Израиле, на Святой Земле уже начали подводить предварительные итоги 2001 года.

Практически весь этот год прошел под знаком "интифады Аль-Акса", которая началась в сентябре прошлого года. Затем последовали другие драматические события: сенсационная отставка Эхуда Барака, продержавшегося у власти всего год с небольшим, и новые выборы, в результате которых 6 февраля нынешнего года началось правление Ариэля Шарона.

Каковы же предварительные итоги года Шарона?

Как ни банально это звучит – стакан можно считать наполовину пустым или наполовину полным. К безусловным политическим успехам Шарона можно отнести остановку мирного процесса по плану Барака – Клинтона: передачу палестинцам части территорий Иудеи и Самарии, эвакуацию большего числа поселений, переход под контроль палестинцев Храмовой горы и Восточного Иерусалима, и еще целый ряд существенных уступок. Все это, не считая признания независимого палестинского государства. И под аккомпанемент непрерывных террористических актов.

Эти планы не были восприняты большей частью израильского общества и в целом стали главной причиной грандиозного провала Барака на выборах 6 февраля 2001 года. Шарон пришел к власти под лозунгами: "Только Шарон принесет мир" и "Шарон и безопасность".

Но ни того, ни другого за этот год не произошло. И с этой точки зрения можно считать это крупным политическим провалом Шарона.

Террористические акты не прекратились, но приобрели еще более грандиозные масштабы. Взрывы в дискотеке "Дольфи" в Тель-Авиве пицерии "Збарро" в Иерусалиме, теракты в Иерусалиме и Хайфе, плюс множество других терактов. И это несмотря на политику жестких силовых мер, проводимых правительством Шарона. Так что о большей безопасности говорить с одной стороны не приходится.

С другой стороны эту политику жестких мер, одобряет большая часть общества и более того, многие требуют проведения еще более жесткой политики. Тем не менее, именно жесткая и непримиримая позиция, занятая Шароном: не вести никаких мирных переговоров "под огнем" – может считаться одним из главных его политических достижений.

Точно также как новая политика в отношении ПА, проводимая в жизнь Шароном, несмотря на жесткое давление со стороны США и Евросоюза. Хотя его первые шаги, такие как ввод войск на территории и продолжение практики точечной ликвидации террористов поначалу решительно осуждались мировым сообществом. Но после терактов 11 сентября ситуация резко изменилась. Теперь самые жесткие меры Шарона, периодическая блокада и ввод войск на территорию уже воспринимаются с пониманием всем миром. Резкое противостояние террористам и внятно объявленная настоящая война интифаде – главное политическое достижение правительства Шарона.

Другое несомненное достижение – сохранение правительства национального единства. Невзирая на перманентные кризисы в столь разношерстном правительстве: где присутствуют такие "голуби мира" как Шимон Перес и такие "ястребы" как Авигдор Либерман. Ариэль Шарон, как-то метко названный – "ястребом мира" сумел сохранить правительство национального единства в столь трудный для Израиля час. Это удалось ему, благодаря умению идти на компромиссы в нужный момент: вспомним принятие Израилем и рекомендаций комиссии Митчелла, и планов Тенета и мирной миссии генерала Зинни.

Израиль при проведении самых жестких мер правительством Шарона сумел, тем не менее, убедить весь мир в своих мирных намерениях. Нельзя при этом отрицать и заслуг друга-соперника Шарона – Шимона Переса, министра иностранных дел. Шарон бомбит Газу, а Перес тем временем разрабатывает новый план мирного урегулирования. И никого не смущает, что в то же время кабинет министров объявил ПА – "террористическим образованием".

Так что успешное противостояние и в значительной мере подавление интифады и достижение национального консенсуса по вопросам безопасности – главный итог этого года.

Зато столь же безусловны провалы правительства в области экономической политики. И хотя здесь сказался и мировой экономический кризис и местная интифада – отсутствие у правительства четкой экономической программы – привело Израиль

на грань экономической катастрофы. Небывалый рост безработицы, особенно на юге страны, в ближайшее время может привести к "аргентинскому сценарию". Сейчас разработан ряд чрезвычайных экономических мер, которые вероятно будут одобрены кабинетом министров, но неизвестно пройдут ли при голосовании в парламенте. Вотум недоверия по вопросу бюджета автоматически означает отставку правительства и новые выборы. Две крупнейшие фракции Авода и ШАС уже заявили, что будут голосовать против предложенных мер.

Однако, на мой взгляд, Шарон, имеющий также прозвище "бульдозер", сумеет преодолеть и нынешний кризис. И поскольку на самом деле

досрочные выборы невыгодны никому, все завершится некоей "подковерной сделкой". Итак, подводя итоги года, можно сказать, что год Шарона ознаменовался несомненными успехами в политической области и столь же несомненным провалом в экономической.

Насколько одно компенсирует другое, покажет ближайшее время. MIGnews.com
{* *}