Top.Mail.Ru

Фестиваль музыки Джона Адамса открывается премьерным исполнением оперы "Гибель Клингхоффера"

18.01.2002

В пятницу премьерным для Великобритании концертным исполнением оперы "Гибель Клингхоффера" в лондонском зале "Барбикан" открывается фестиваль музыки американца Джона Адамса — чуть ли не самого известного и признанного композитора современности.

В мир музыки Джон Адамс ворвался гипнотическими, минималистскими пассажами ставших с тех пор культовыми "петель" — Shaker Loops. Было это уже довольно давно, еще в середине 70-х, и тогда Адамс охотно причислял себя к плеяде минималистов — законодателей новой музыкальной моды. Минимализм воспринял пульсацию и энергетику рока, импровизационность джаза и медитативность Востока, и Адамс, вместе с Филиппом Глассом, Стивом Райхом, Терри Райли и Ламонтом Янгом, был лидером новой революции. Сегодня, спустя четверть века, нет более верного способа вызвать ярость Джона Адамса, чем назвать его минималистом. В отличие от своих прежних соратников, сохранивших и по сей день верность однажды избранному пути, Адамс за эти годы сменил не один стиль и вполне горд тем обстоятельством, что музыка его не поддается однозначному стилевому определению.

Если бы только стилевому. Антибуржуазный — антиамериканский. Пропалестинский — произраильский. Минималист — постминималист. Модернист — постмодернист. Подтянутый и надменный житель Новой Англии — расслабленный и демократичный калифорниец. Голос Америки и композитор для Си-эн-эн — вот такими разношерстными, противоречивыми и исключающими друг друга определениями награждают его в различных статьях критики и журналисты. Однако, сейчас на первый план выходит другая ипостась Джона Адамса, весьма необычная даже для испробовавшего уже все современного искусства.

Адамс — автор политических опер. Всеобщее внимание привлечено к премьерному исполнению "Гибели Клингхоффера" — написанной еще в 1991 году опере, в центре которой история похищения палестинскими боевиками итальянского круизного судна и убийство одного из пассажиров — пожилого, прикованного к инвалидному креслу еврея Леона Клингхоффера, которого боевики выбросили за борт. Нет нужды говорить, что сегодня, в эпоху всеобщей одержимости борьбы с террором и резкого обострения израильско-палестинского противостояния, сюжет этот выглядит как будто взятым со страниц газет.

И хотя избегающий ярлыков Джон Адамс открещивается от титула политического композитора, так же как и от принадлежности к клану минималистов, "Гибель Клингхофера" — не единственный его опыт создания политической оперы. Пожалуй, самое знаменитое его произведение — написанная в 1987 году опера "Никсон в Китае", отображающая исторический визит американского президента в маоистский Китай в 1972 году. В числе действующих лиц — Ричард Никсон, Генри Киссинджер, Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай.

{* *}