Top.Mail.Ru

Хай-тековский рай по Шендеровичу

15.02.2002

Чтобы собрать аншлаг, нужно немного: пьеса модного автора, поставленная в модном театре, в модных хай-тековских декорациях со старомодной моралью в финале. Зритель получает все блага элитарного искусства — от классики до авангарда, театр хорошие сборы, а авторы спектакля — дополнительную славу и венец гения. Всего этого в избытке в новой пьесе Виктора Шендеровича "Два ангела, четыре человека", поставленной в "Табакерке".

Человек и ангел лениво перемещаются по крошечной сцене "Табакерки", оформленной хай-теком, модном сегодня в кофейнях. Лениво потому, что если перемещаться они будут быстрее или одновременно, то наверняка что-нибудь уронят, снесут бутафорское окно или дверь со звонком, опрокинут бутылку армянского коньяка или рассыплют зеленые яблоки, или того хуже — уронят монитор, без дела весь спектакль торчащий на столе. Их движения выверены, их речь отчетлива, их перемещения оправданы ходом действия. Хотя развернуться в декорациях Владимира Боера непросто, но режиссеру Валерию Сторчаку удалось и эти выверенные перемещения разнообразить: как элегантно Ангел снимает шкурку с зеленого яблока — в хай-теке это похоже скорее на перформанс, чем на будничное действие. Непросто актерам и импровизировать в тексте Виктора Шендеровича, по-интеллигентски юмористическом и по телевизионному остроумном, где одно слово может изменить весь смысл.

Слова цепко держат актеров в своих объятиях, влекут за собой все новые, перемешивают святое с уличным, но до балаганного не доходят. И хоть жизнь человеческая — балаган, смелости признать это у Шендерович не хватило, он остался в рамках дозволенного бутафорией, которой переполнена сцена, мира. Лингвистические чудеса Шендерович творит легко, профессионально — благо, рука набита, речь отточена: "баран", "сайт", "конкретный валенок" и "интернет" сменяют друг друга, вызывая дружный хохот зала. Упоминание и музыкальная тема шоу "За стеклом" обречены на аплодисменты. Рассказ об устройстве рая и ада по Шендеровичу смешит до коликов.

Виктор Шендерович — человек, без всякого сомнения, остроумный, колкий на язык и знаменитый. Одно его имя обеспечит аншлаг не только "Табакерке". Но, похоже, что гений журналистики и телевидения заставляет зрителя подписать завещание, по которому автор сможет остаться в большом искусстве — театре, а не в массовом телевидении. Ведь когда-нибудь и его изгонят с Олимпа и отлучат от голубоэкранного Бога, и тогда он расскажет о прелестях земной жизни вот так — по телевизионному незамысловато и по КВН-овски остроумно.

{* *}