Top.Mail.Ru

Нужна ли Арафату свобода?

25.02.2002

Пристрастие Арафата к половинчатым решениям, казалось бы, обернулось против него: израильтяне применили его же тактику, пожаловав палестинскому лидеру столь же половинчатую свободу. В результате, администрация Арафата оказалась только в выигрыше, получив повод для срыва двусторонних переговоров по вопросам безопасности.

Подобный исход событий для Израиля неожиданностью не стал. Всю минувшую неделю Ариэль Шарон оборонялся от нападок собственного кабинета министров. Жесткая позиция израильского премьера в отношении "рамаллахского узника" стала раздражать не только крайне правых, во главе с министром инфраструктуры Авигдором Либерманом, но вызвала и серьезные разногласия с министром обороны Беньямином Бен-Элеэзером.

Министр обороны заявил, что блокада Арафата в Рамалле способствует росту популярности палестинского лидера и вызывает серьезные нарекания в адрес Израиля со стороны мирового сообщества. Следовательно, Израилю от этого "домашнего ареста" больше вреда, нежели пользы. Тем более теперь, когда "арестант" частично выполнил предъявленные ему требования и виновники убийства Рехавама Зеэви задержаны.

Однако Шарон, по-прежнему руководствуясь принципом "все или ничего", сумел склонить кабинет министров к компромиссному решению: с одной стороны, разрешить Арафату свободу передвижения, с другой — ограничить ее пределами Рамаллаха до тех пор, пока палестинский лидер не выполнит все поставленные ему условия.

Палестинская администрация отреагировала по уже годами накатанному сценарию: очередные обвинения Израиля в произволе, раздосадованные воззвания к мировому сообществу и срыв двухсторонних переговоров по вопросам обеспечения безопасности в регионе.

Не оставляет сомнения, что даже получи Арафат свободу, причин для срыва этих переговоров нашлось бы предостаточно. Например, те же задуманные Шароном "буферные зоны", в которых палестинский лидер усмотрел "нарушение принципов международного права и резолюций ООН по урегулированию ближневосточного конфликта". Вопрос лишь, нужна ли Арафату свобода и насколько невыгодно ему нынешнее положение страдальца.

Положение, при котором допустимо бездействие и распевание "старых песен о главном", отчего-то так и не надоевших мировому сообществу за прошедшие десятилетия. Лишись Арафат этого положения, придется садиться за стол мирных переговоров, а после — брать на себя конкретные обязательства, выполнение которых палестинскому лидеру может оказаться просто не под силу. Максимум, что он может себе позволить — это полумеры, в противном случае — свои же и съедят.
{* *}