Top.Mail.Ru

Поздравление главного раввина России Берла Лазара к празднику Пурим

25.02.2002

В еврейской истории есть много поразительных событий и чудес, но Пурим занимает среди них особое место. Это самый яркий и веселый из всех еврейских праздников. Чудо, произошедшее тогда, предварялось одним из самых опасных и тяжелых событий в истории еврейского народа. Все евреи в это время жили в одной державе — под властью царя Ахашвероша. Велика была опасность того, что все они погибнут. Никому не предоставлялось возможности спастись. Однако, в конце концов, в дело вмешались Эстер и Мордехай. А на дереве, приготовленном Аманом специально для Мордехая, повесили Амана. Мы видим в этой истории цепь разных совпадений и случайностей. Например, вторая женитьба Ахашвероша. И то, что Эстер — вторая жена Ахашвероша — оказалась еврейкой. С одной стороны, все это ряд случайностей, но с другой — здесь явно присутствует рука Б-га.

Почему нам нужно знать, что такое великое чудо произошло посредством совпадений? Потому что это очень важный момент нашей жизни. Часто человек думает, что все потеряно, и что стоящая перед ним мучительная проблема не имеет решения.

Человеку важно знать, что он не один в этом мире и что кто-то оберегает его. Каждый день должен восприниматься как часть пути к успеху. Все, что мы реально видим перед собой, — еще не вся картина. Настоящая картина значительно полнее. В ней существует множество деталей, которых не замечаем мы, но которые видны сверху. Когда человек видит картину целиком, он может изменить свое отношение к тяжелой ситуации, в которой он оказался. Происходящие в текущий момент события — лишь малая часть огромного мира.

Это и есть один из важнейших уроков Пурима — все в мире разнообразно: с одной стороны — чудо, проходящее сквозь череду обычных обстоятельств, с другой — рука Б-га, направляющая нашу жизнь.

И потому история Пурима актуальная в наши дни.

В еврейских общинах уже в начале месяца Адар ощущается то веселое настроение, та радость, которые основаны на уверенности, что все в мире обращается к лучшему. Дни до праздника были для евреев самыми тяжелыми днями. Тем не менее, евреи были полны оптимизма и уверенности, что Б-г не оставит их. Из года в год эти ощущения испытываем мы в дни, предшествующие Пуриму.

В России чудо Пурима ощущается наиболее сильно. Сейчас, наверное, уже нет значительных внешних различий между празднованием Пурима в Россини в других странах. Чувства евреев в России сейчас подобны чувствам, которые испытывали евреи во времена Ахашвероша. Это, безусловно, ощущения свершившегося чуда. Образ советской державы, боровшейся с любыми проявлениями религиозных и национальных традиций и со всем демократическим миром, невозможность свободно покинуть эту страну, — вызывает ассоциации с царством Ахашвероша и тяготами жизни евреев под его властью. С одной стороны, перед нами прошла, казалось бы, цепь случайностей — власть Горбачева сменилась властью Ельцина, держава поменяла свой образ. С другой стороны — человек, который хочет вникнуть в ситуацию и видит ее изнутри, понимает, что все это не является случайным. В этом отношении празднование Пурима в России отмечено своими особенностями. Люди радуются здесь всегда чуть больше, чем в других общинах. Сегодня отмечание Пурима приветствуется, можно сказать, что это — праздник для всех, в то время как ранее, в период застоя, открытое празднование Пурима было даже опасным. Так же важно коснуться заповедей, связанных с тем, что человек не только получает радость для себя, но и дарит ее другим. Такие заповеди несет Пурим, это — «Мишлоахманот» — традиция, предписывающая посылать в этот день специальные подарки. Так как в России, к сожалению, еще существует много нуждающихся, мы должны помогать этим людям. Ибо именно помощь другим создает истинную радость и веселье. Все евреи представляют собой одну большую семью, где каждому должны оказываться внимание и забота. Пурим призван подчеркнуть это.

{* *}