Top.Mail.Ru

С 9 февраля на Новой сцене Большого театра — балет Бориса Эйфмана

08.02.2004

В понедельник в Москве гастролями Театра балета Бориса Эйфмана (будут показаны три спектакля — "Кто есть кто", "Русский Гамлет", "Красная Жизель") открывается юбилейная программа "Золотой маски". В 1990-е годы этот любимец публики чуть ли не каждый год попадал в номинанты премии, его балет "Чайковский" стал первым лауреатом "Маски", а танцовщиков труппы не раз называли "лучшими в сезоне". В последние годы Театр балета Бориса Эйфмана чаще видят иностранцы, чем соотечественники,– за границей он нарасхват. Так что шанс, подаренный москвичам "Золотой маской", не следует упускать всем, кто любит в балете бурные страсти и сильные эффекты. В гастрольной программе – три спектакля, различные по сюжету, но равные по темпераменту.

9 февраля на Новой сцене Большого театра гастролеры представят московскую премьеру прошлогоднего балета "Кто есть кто". Это развеселая вариация знаменитой комедии "В джазе только девушки". Только вместо музыкантов в женский коллектив (соответственно – кордебалет) внедряются танцовщики – эмигранты из Советской России.

11 февраля – контрастный сюжет: трагедия из отечественной истории под названием "Русский Гамлет". Как известно, так именовали Павла I. Главные перипетии ужасной юности несчастного императора Борис Эйфман вдохновенно изложил хореографическими средствами. Тут покажут и убийство Петра III, отца бедного мальчика (призрак которого будет являться наследнику по ходу действия); и оргии при распутном дворе Екатерины; и первые радости юношеской любви (под "Лунную сонату" Бетховена); и коварные интриги (молодую жену Павла нагло соблазнит Фаворит его матери) – и все это в роскошном оформлении Вячеслава Окунева. Москвичам не надо рекламировать "Русского Гамлета": Большой театр ставил его года четыре назад, но труппа Бориса Эйфмана этот балет исполняет куда адекватнее – с нужным накалом чувств.

Завершит гастроли "Красная Жизель" – балет, особо ценимый иностранцами. В основе сюжета – подлинная история из жизни балерины Ольги Спесивцевой, закрутившей роман с партфункционером и сбежавшей от него в Париж в грозовые 1920-е годы. В "Красной Жизели" Борис Эйфман достиг высот в сочетании сильнодействующих контрастов. Поэтические картины репетиций балета "Жизель" в бывшем Императорском театре сменяются сценами чудовищного насилия над нежными балеринами; романтические позы танцовщиц – адскими поддержками дуэтов Главного Чекиста и Главной Балерины; изящная упорядоченность экзерсиса в Парижской опере – ужасами местного сумасшедшего дома, куда отправляют Балерину, влюбившуюся в партнера-гомосексуалиста и им отвергнутую. Словом, кроме Бориса Эйфмана никто в мире не умеет делать таких красочных балетов – "Золотая маска" предоставляет возможность всем желающим убедиться в этом самим.
{* *}