Балет-мюзикл труппы Бориса Эйфмана открыл программу "Золотой маски"
12.02.2004
Мюзиклом Эйфман назвал спектакль потому, что действие происходит в Америке и практически повторяет сюжет фильма "В джазе только девушки". Два классических танцовщика-эмигранта, отчаявшись найти работу и спасаясь от рэкетиров, переодеваются дамами и поступают в кабаре. Один увлекается примадонной и поневоле обнаруживает свою принадлежность к мужскому полу в стычках с ее покровителями-бандитами. После чего организует собственную балетную труппу и делает свою избранницу ее звездой. Второго приятеля Эйфман за ненадобностью отсылает обратно на родину.
В принципе сюжет не просто удачный для балета, но, как говорится, «самоиграющий». Знай выдумывай танцы до упаду, благо тут уместны все стили, от степа, джаза и канкана до возвышенной лирики на пуантах. Увы, ни танцев, ни балета нет. Есть растянутый на два действия клип, где упомянутые повороты сюжета проиллюстрированы позами, прыжками и конвульсиями, когда-то придуманными Эйфманом для «Чайковского», «Братьев Карамазовых», «Идиота» и других постановок, а теперь более или менее неуклюже вставленными в новые предлагаемые обстоятельства.
Впрочем, для тех, кто наблюдает за деятельностью Эйфмана последние лет десять, в этом нет ничего неожиданного.
Создав в 1977 году в Ленинграде свой балетный ансамбль, вскоре названный театром, Эйфман пытался соединить противоположные устремления — извечное российское тяготение к философии, которому следовал Юрий Григорович, и умение Мориса Бежара «продать» балет как продукцию поп-культуры.
Эйфман заменил танец поисками ассоциаций, будоражащих воображение. С начала 80-х и до сих пор он мучительно копался в модных психологических проблемах, избирая своими героями Чайковского, Петрарку, Моцарта, персонажей Достоевского, Золя, Булгакова, русских царей и балерину Ольгу Спесивцеву. Чувствуется, что для себя хореограф открывает в личности этих персонажей необозримые глубины, о которых силится, но, в силу избранного метода, никак не может рассказать. На сцене оказываются лишь более или менее живописные конвульсии.
Можно было предположить, что «Кто есть кто» — долгожданный выход из тупика. Никакой философии с психологией. Комедия. Но оказалось, Эйфман не так прост, чтобы враз отказаться от любимых проблем. В новом спектакле он пошел лишь на считанные уступки. К облегчению артистов и публики, здесь лишь изредка возят друг друга по полу, не сваливают артистов в кучи и не складывают из них многоэтажных пирамид. Возможно, потому, что нынешняя труппа Эйфмана заметно слабее той, что приезжала в Москву раньше.
Самое читаемое
Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
Хроники
Расстрел за порно
Деньги были в обогревателях, под коврами и в трехлитровых банках...
Хроники
Душок нацизма от Шанель
Коко Шанель избежала наказания за связь с немецким преступником...
Общество
Затравленный вундеркинд
На допросе сообщил, что поддерживает революцию в России...