Top.Mail.Ru

Вена признала заслуги Визенталя

22.09.2005

wiesenthal_portr_younger.jpgВ Вене прошла церемония прощания с легендарным «охотником за нацистами» Симоном Визенталем, который скончался во вторник в возрасте 96 лет.
Воздать дань памяти Визенталю пришли канцлер Вольфганг Шюссель, кардинал Австрии Христоф Шенборн и другие политики, дипломаты из США и Израиля, лидеры еврейской общины и представители других религий.

Мэр Вены Михаэль Хеупл во время своего выступления от лица столицы поблагодарил Визенталя за его пребывание в Австрии в течение многих десятилетий – в то время, когда страна предпочитала не вспоминать о своей причастности к преступлениям Третьего Рейха. (В Австрии Визенталя нередко игнорировали и часто оскорбляли. Его работа получила признание в этой стране, когда ему было уже за восемьдесят. А в 1975 году тогдашний канцлер республики Бруно Крайский даже утверждал, что Визенталь, чтобы выжить, сотрудничал с нацистами).
Канцлер Шюссель поставил Визенталя в пример чиновникам, занимающимся расследованием военных преступлений в бывшей Югославии и Руанде.
Посол Израиля в Австрии Дан Ашбель назвал Визенталя «совестью, ведущей к свершению правосудия».
После получасовой церемонии, желающие проститься с Визенталем проходили мимо гроба, возлагая венки. Венки с синими и белыми ленты были переданы от Израиля и музея Холокоста «Яд ва-Шем».
"Он чувствовал, что должен сделать что-то  для тех, кто не вернулся," – сказал другой известный борец с нацистскими преступниками Серж Кларсфельд.
Создатель правозащитного центра и автор известной книги «Убийцы среди нас» родился в 1908 году в нынешней Львовской области, которая принадлежала тогда Австро-Венгерской империи. В 1939 году во Львов пришла Красная армия. Визенталь был ярко выраженным представителем львовской буржуазии – архитектор со своей конторой. Его отчима арестовало НКВД, позже он умер в тюрьме, брата расстреляли. Визенталь закрыл контору и устроился механиком на фабрику, откупившись от советских органов взяткой. 
Вторая мировая война и политика геноцида евреев, проводимая Германией, круто изменила жизнь архитектора Визенталя. Летом 1942 года 89 членов его семьи уже были мертвы.
Когда Львов заняли немцы, Визенталю снова удалось избежать смерти – его бывший подчиненный, подавшийся в полицаи, спас его и устроил его на работу в Остбан, ремонтировать Львовскую железную дорогу.
Однако жена архитектора была блондинка, это могло ее спасти: Визенталь вышел на польское подполье, передал его представителям планы железных дорог, чтобы пускать эшелоны под откосы, а за это Циля Визенталь стала Иреной Ковальска. Ковальска бежала из еврейского лагеря, была удачно арестована и работала до 1944 года в лагере в Варшаве, не вызывая подозрений.
 
Визенталь бежал из своей железнодорожной тюрьмы в 1943-м, незадолго до того, как все заключенные-рабочие были убиты, его снова поймали в 1944-м, вместо того чтобы расстрелять на месте, отправили в лагерь уничтожения. В мае 1945 года американцы освободили лагерь смерти Маутхаузен в Австрии, среди уцелевших узников которого был и Визенталь. Для него это был уже пятый по счету концлагерь, на момент своего освобождения он весил всего 45 килограммов.
После войны Визенталь, который поправился и счастливо встретился с женой, уже никогда не возвращался к архитектуре. Он занимался благотворительностью, возглавлял Центральный еврейский комитет, работал на американскую контрразведку и собирал свидетельства военных преступлений гитлеровцев.

В лагерях бывший архитектор понял, что «не бывает свободы без справедливости», и решил посвятить «несколько лет» поискам этой справедливости. «Несколько лет» вылились в десятилетия.

Более полувека отдал он охоте за нацистами, выступая против неонацизма и расизма и напоминая о еврейском опыте как о горьком уроке для всего человечества. Благодаря его неустанному труду около 1100 нацистских военных преступников предстали перед судом.

«Я хочу, чтобы люди знали: нацисты не могли убить миллионы людей безнаказанно», — как-то сказал он.
Наибольшую известность Визенталю принесло участие в знаменитой операции по поимке Адольфа Эйхмана, идейного вдохновителя и организатора истребления евреев, которого "Моссад" похитил в 1960 году и переправил из Аргентины в Израиль, где его казнили по приговору израильского суда за преступления против евреев. Визенталя нередко обвиняли в преувеличении своей роли в поимке Эйхмана. Тем не менее, он на этом и не настаивал, отмечая лишь, что к 1954 году знал, где находится Эйхман, говорил, что захват нациста стал результатом «совместной работы многих, даже не знавших друг друга».

«Я не знаю, использовались ли вообще, и если да, то в каком масштабе, сообщения, которые я направлял в Израиль», — говорил Визенталь в 1972 году.

Среди других его «трофеев» был и австрийский полицай Карл Зильбербауэр, который во время войны арестовал в Амстердаме Анну Франк и направил ее в концлагерь Берген-Бельзен, где она погибла. Визенталь решил отыскать Зильбербауэра в 1958-м, когда один подросток заявил, что поверит в существование и убийство Франк лишь в том случае, если Визенталь сможет найти человека, который ее арестовал. Европейские неонацисты долго прикрывались отсутствием информации о девочке, писавшей дневник, ставший важнейшим документом Холокоста. Нацисты считали дневник фальсификацией. И после пятилетних поисков, в 1963 году, Зильбербауэра поймали.

Даже достигнув преклонного возраста, Симон Визенталь продолжал свое дело с энергией, терпением и решимостью подростка.
Симон Визенталь будет похоронен в Израиле, где живет его дочь Паулина Крайсберг. Супруга Визенталя – Циля, скончалась в 2003 году.

Материал подготовил Григорий Желнин.

{* *}