Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
28.08.2016
Густо накрашенные глаза, копна рыжих волос и взрывной характер – вплоть до своей смерти 25 августа всемирно известный дизайнер Соня Рикель крутила миром моды, как хотела: свитера вместо платьев, первые цветные принты, женские пиджаки в узкую полоску и, наконец, покорившие всех «швы наружу». Она никогда не скрывала ни своего дилетантства в мире моды, ни болезни Паркинсона. Вкупе с ее гениальной фантазией это лишь повышало ее популярность.
У многих ее образ ассоциировался с главным персонажем книги Астрид Линдгрен, рыжей веснушчатой девочкой Пеппи Длинныйчулок. Причем не только за сходство во внешности, но и за такой же взрывной и независимый темперамент. Однажды она взбунтовалась против устоев мира моды. Результатом этого бунта стал стиль, узнаваемый сегодня повсеместно. Стиль, выражающий саму Рикель с присущими ей элегантностью и сильным характером. Именно характер позволял ей вплоть до 25 августа этого года вести многолетнюю борьбу с болезнью Паркинсона.
В мир большой моды она ворвалась молниеносно. Причем совершенно с противоположным для многих в этом мире девизом – «простота и комфорт, а не мода!». Но этот девиз и стал секретом ее успеха. Первый же «немодный» свитер, связанный ею для себя, без какой-либо заявки на массовость, обтягивал ее беременный живот и вызывал ужас у мужа. Зато он же вызывал восторг у всех встречающихся на её пути женщин – да такой, что вскоре этот свитер появился на обложке французского Elle. Считается, что именно с этого свитера и началась история бренда Sonia Rykiel.
Впрочем, к свитерам она питала слабость с детства, предпочитая их любым платьям, которые по своему комфорту никак не могли сравниться со старым, заштопанным и таким уютным свитером. «Я могла бы годами носить один и тот же свитер или юбку, – вспоминала она. – Между мной и матерью шла настоящая война. В конце концов она рвала одежду прямо на моих глазах или прятала, чтобы отдать кому-нибудь. Однажды я долго искала юбку. Мать отдала ее, не предупредив меня. Я ей сказала: “Ладно, мама, я выйду голой!” Я открыла дверь и пошла. Она догнала меня в саду. Больше она никогда не отдавала мою одежду, не предупредив меня. Но я бы и на самом деле вышла голой за калитку. Я ненавидела платья, носочки, штанишки. Я любила только узкие растянутые свитеры, которые облегали тело, которые знали меня наизусть. Я их любила за то, что они не росли вместе со мной, они оставались сами собой. Их вязала мама. Замечательные, разноцветные, полные рисунков. Или просто красные, или голубые. Я умоляла ее связать мне черный, но она так и не согласилась». В будущем же именно Соня Рикель превратит черный из цвета траура в цвет стиля.
Родилась она 25 мая 1930 года в Париже в семье еврейских эмигрантов из России Альфреда Флиса и Фани Теслер, покинувших страну сразу после революции. Отец работал часовщиком, мать была домохозяйкой, воспитывавшей в строгости и огромной любви пять дочерей. Именно мама занималась образованием дочерей помимо школьной программы. «Мы жили немного “вне времени”, – рассказывала Рикель. – У нас говорили о политике, об архитектуре, о театре, но никогда – о моде, поэтому мода для меня была чистой страницей, и поскольку я о ней ничего не знала, то делала то, что хотела».
Но до момента своих экспериментов в мире моды Соня, лишь только закончив школу, устроилась на работу по оформлению витрин магазинов. Еще через три года, в возрасте 20 лет, один из ее клиентов, владелец магазина одежды, стал ее мужем, а Соня Флис стала Рикель. Первый ребенок в семье появился лишь через 10 лет, а все это время Соня помогала мужу в его бизнесе, выполняя при этом лишь его поручения, так как инициатива, а уж тем более новаторство в бизнесе мужем не поощрялись. Тем не менее именно беременность и женское «нечего надеть» послужили основой того, что Соня создала свой первый свитер. Видя интерес, проявляемый к нему окружающими, она уговорила мужа выставить несколько экземпляров модели в витрине их магазина хотя бы на несколько дней, но все они разошлись за несколько часов. После этого Соня начала разрабатывать и другие предметы одежды для будущих мам. Одежды комфортной и не скрывающей очертаний, свидетельствующих о будущем материнстве.
Несмотря на то, что все ее модели вмиг расходились, никаких мыслей о карьере дизайнера и модельера долгое время у нее не было. Возможно, способствовала этому и постоянная критика мужа, высказываемая к каждой из разработанных ею моделей. В конце концов это стало и причиной развода. Но несмотря на разрушенную семейную жизнь, началась и новая жизнь Сони Рикель в амплуа одной из самых талантливых и влиятельных женщин в индустрии моды. Модели ее трикотажных изделий к тому моменту уже закрепили за ней звание «королевы трикотажа», а открытый ею первый собственный бутик сразу стал считаться центром вызывающих модных веяний Парижа. Чего только стоили отзывы – от восхищенных до выставлявших на смех, – впервые примененные ею цветные принты и надписи на одежде, использующиеся сегодня чуть ли не повсеместно. Она же, к слову, подарила женщинам и пиджаки в узкую полоску, которая до того украшала только мужские жилеты.
В 1974 году она шокировала всех тем, что выставила напоказ то, что, напротив, скрывали и замаскировывали до нее все остальные. В ее одежде появились «швы наружу», вещи, как бы вывернутые наизнанку и популярные до сих пор: «Я хотела показать ту сторону, что прилегает к коже, – она красивее. Швы, повторяющие форму тела, – это как своды храма…» Никогда не скрывая своего дилетантства в мире моды, она легко и смело продолжала разрушать, казалось, непоколебимые правила и каноны. И с каждым таким «разрушением» популярность Сони Рикель только увеличивалась.
За несколько лет она смогла практически в одиночку, без посторонней помощи и финансовых вливаний, создать целый синдикат, выпускающий одежду как для женщин, так и для детей и мужчин, радующий временами новыми коллекциями духов и аксессуаров. Уже в почтенном возрасте Соня Рикель решилась и на производство аксессуаров сексуальных, ведь консервативность была ей неведома. Идеи буквально били фонтаном в ее голове, помимо одежды занималась она и дизайном интерьеров, создавала фарфоровую посуду и мебель, снималась в фильмах, писала романы и книги по истории моды. И наряду с более чем 20-летним вице-президентством в парижской Палате моды она также являлась членом клуба почитателей шоколада и почетным членом клуба любителей гаванских сигар. Активно занималась Рикель и благотворительностью, жертвовав, в частности, деньги от своих показов еврейским детям, пострадавшим от арабской агрессии.
Своими идеями и показами она удивляла мир моды вплоть до 2007 года, когда вдруг внезапно отошла от дел семейной фирмы, передав бразды правления дочери. Лишь позже все узнали, что уже без малого десятилетие до этого Соня Рикель боролась с недугом, который сама называла не иначе как «P de P» («Putain de Parkinson», или «Чертова болезнь Паркинсона»). Никто не замечал симптомов, пока она сама не рассказала о том, что больна. А характер и самообладание позволяли ей вести борьбу с болезнью очень долго. И несмотря на то, что победитель в такой схватке известен заранее, при каждом появлении на публике она продолжала выглядеть такой же бодрой и жизнерадостной, излучая свою уникальную неповторимость.