Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.03.2018
Предпочитая столичному веселью уединенную жизнь в предместьях Парижа, он часто прогуливался по своему имению вместе с наставником и лучшим другом – французским философом Анри Бергсоном. Впоследствии Бергсон признавался, что многие его мысли родились в ходе этих прогулок и созерцания красот сада, которым был окружен дом мецената. Кан сам создавал этот сад, собирая в одном месте удивительную коллекцию деревьев, кустарников и цветов со всего мира. Он посвятил не один год проектированию оранжереи – зачитывался книжками по ботанике и выбирал те растения, которые могли прижиться на французской земле. Этот сад, названный в честь его создателя, открыт для посещений и сегодня – и всех гостей он восхищает так же, как и более века назад.
И все же куда большую известность Альбер Кан получил благодаря другому проекту. «Архив планеты» – так назвал банкир свое грандиозное собрание фотоснимков из более чем 50 стран. В коллекции в итоге оказалось 72 тысячи фотокарточек, каждую из которых Кан отбирал лично. Он делал это, чтобы познакомить людей с разнообразием культур и народов мира. И для этого сам отправлял фотографов в специальные экспедиции. Благодаря этому «Архиву» мы можем видеть весь мир таким, каким он был в период с 1909 по 1931 годы.
Альбер Кан, получивший при рождении имя Авраам, родился в марте 1860 года в коммуне Мармутье, расположенной во французском Эльзасе. Его отец Луис Кан был торговцем крупного рогатого скота, мать Бабетта занималась воспитанием четверых детей, старшим из которых и был Авраам. Мама умерла, когда Аврааму исполнилось десять лет. Тогда же началась франко-прусская война, которая через год закончилась Франкфуртским миром – Франция передавала под контроль Германской империи Эльзас и Лотарингию. Это заставило семью Кана покинуть свой дом – менять гражданство, как и многие другие французские евреи, они не захотели. В итоге семья переселилась в не затронутую указанным договором часть Лотарингии – коммуну Сен-Мишель. Вскоре Авраам поступил в колледж города Саверн и проучился там три года, после чего переехал в Париж. В столице будущий банкир поменял свое еврейское имя на французское Альбер.
В 1878 году Альбер устроился клерком в банк, основанный братьями Чарльзом и Эдмоном Гудшо. Параллельно учился на факультете искусств. Одним из преподавателей, помогавших ему грызть гранит науки, был Анри Бергсон – тогда еще малоизвестный профессор философии. Со временем Бергсон станет не только наставником и другом Альбера, но и самым популярным европейским философом первой половины ХХ века. Что же касается Альбера, то на дипломе бакалавра искусств он не остановился – в 1884 году он стал дипломированным бакалавром экономических наук, а через год получил и диплом юриста. Это моментально сказалось на карьере – Альбера назначили поверенным по делам банка, и он начал зарабатывать огромные суммы на ценных бумагах.
В 1892 году Кан стал главным партнером La Banque Goudchaux – «Банка Гудшо», важнейшего финансового института Европы, который вкладывал и получал деньги по всему миру. Сам Кан занимался Дальним Востоком и Японией. В 1898 году кредитование Страны восходящего солнца принесло настолько хорошую прибыль, что Кан решил открыть свой собственный банк. Дела и тут пошли хорошо – Кан много путешествовал, финансировал разные университеты и очень увлекался техническими новинками. На презентации братьев Люмьер, желавших познакомить публику с автохромом – способом изготовления цветных снимков, Кан был в числе самых почетных гостей. Увиденное его поразило и восхитило. Фотографии были словно живые, полные красок и цвета. В эпоху черно-белых фотографий это был прорыв. Под впечатлением от увиденного в голове Кана и зародился план, которому суждено было стать великим. Банкир решил запечатлеть людей на разных концах Земли и рассказать им друг о друге при помощи этих фотографий и коротких кинофильмов.
Кан заказал у братьев Люмьер новейшие кинокамеры и автохромные фотоаппараты. Следом провел кастинг фото- и кинорепортеров. Главным критерием для отбора был не только талант, но и готовность ради хорошего кадра пройти огонь, воду и медные трубы. В итоге из нескольких сотен желающих было отобрано около 40 операторов, в том числе и одна женщина. Почти сразу же они направились в первые командировки. В каждой из 50 намеченных Каном стран от фотографа требовалось одно – запечатлеть движение времени, то есть показать и уходившую эпоху, и рождение новой. Сам Кан отправился на Восток, отсняв, наверное, первые в мире цветные фотографии Японии и Китая.
Отобранный материал становился основой для многочисленных выставок, регулярно проходивших в Париже. Но если публика с нетерпением ждала новых фотографий о жизни людей в других странах, то церковь была настроена к подобному искусству более чем скептически. Недовольство вызывала почти что каждая выставка, посвященная укладу жизни людей других конфессий. Особенно крупным вышел скандал вокруг экспозиции, посвященной жителям Дагомеи. Сегодня этой страны, основанной в XVII веке в Западной Африке и позже ставшей колонией Франции, больше нет на карте мира. Корреспонденту же, направленному туда Каном, удалось запечатлеть весь специфический колорит местной культуры: сумасшедшие ритмы танцев под барабанный бой, ритуалы вуду и многое другое. Причем зловещая для многих европейцев магия вуду была изображена не такой уж страшной – авторы снимков и коротких кинохроник пытались объяснить причину такой веры. Церковь же тогда не только осудила работы, но и добилась запрета снимков и фильмов к показу. Кроме того, церковь предложила создать специальную комиссию, которая бы впредь проверяла работы «Архива планеты» до их появления на выставках и в кино. Впрочем, испытать подобную цензуру Кану не пришлось.
Его банк, успешно проработавший 30 лет, был признан банкротом в результате мирового финансового кризиса. Все проекты Кана, в том числе «Архив планеты», были свернуты. Вся собственность Кана ушла с молотка. Ввиду преклонного возраста ему разрешили остаться в его уже бывшем поместье. Конфискованное и опечатанное здание было абсолютно пустым, так как все вещи и предметы, представлявшие хоть какую-то ценность, были вывезены и распроданы. Это крепко пошатнуло здоровье Альбера Кана. Он умер 14 ноября 1940 года. Через несколько дней нацисты, к тому времени уже оккупировавшие Париж, перевернули поместье, где он жил, вверх дном – искали что-то важное в документах. По счастливому стечению обстоятельств ни кредиторов, ни нацистов не заинтересовали фотографии и кинопленки, собранные Альбером Каном. Впрочем, не интересовали они никого и долгое время после. Осознание, какое сокровище оставил после себя филантроп, пришло относительно недавно. Сегодня все снимки оцифрованы и хранятся в музее Альбера Кана.