Top.Mail.Ru

Человек-самолёт

05.06.2018

<p>FILE PHOTO: Serge Dassault, head of Dassault Aviation, waves in front of a French made Rafale at Le Bourget, France, June 11, 1999. REUTERS/Charles Platiau/File Photo</p>

Его отец был гениальным авиаконструктором – пережил Бухенвальд и обеспечил истребителями Францию и другие страны Европы. Серж Дассо масштабировал дело отца и стал одним из богатейших людей мира. Миллиардера обвиняли в гомофобии, сокрытии доходов и сделках с террористами, но хоронили на днях как героя.

Серж Дассо родился в Париже в 1925 году в семье Мадлен Минкес, дочери богатого еврейского торговца мебелью, и Марселя Блоха, сына простого еврейского врача. Отец Сержа был человеком в обществе весомым – авиаконструктор, создатель нового типа авиационных пропеллеров и юрких морских истребителей SEA IV. Еще в 1930 году Марсель создал собственную авиаконструкторскую компанию. В 1936 году правительство Франции ее национализировало, но Блоху удалось удержаться в кресле её управляющего. К началу Второй мировой завод работал на полную мощность, что не помешало Марселю отправиться на фронт. Демобилизовался он из армии в звании младшего лейтенанта.

Вскоре после этого компанией Марселя заинтересовались нацисты. Правительство Виши было радо их в этом интересе поддержать – бизнесмен был интернирован и принужден к переговорам с Германией. Он, конечно, сотрудничать с нацистами наотрез отказался, за что был отправлен в Бухенвальд. Там он и пробыл до самого конца войны. Серж тоже пострадал – юношей его заключили в гестапо, чтобы через это попытаться надавить на его отца. Однако в конце концов Сержа отпустили, и он смог продолжить учебу в университете. После войны Марсель Блох принял католицизм и сменил фамилию на Дассо – этим псевдонимом пользовался его брат Дариус Поль Блох, генерал и один из командующих французского Сопротивления. Сменила название и компания Марселя – теперь она именовалась Dassault Aviations.

В этой компании после университета и начал работать Серж Дассо. Он вырос в тени отца, по-другому и быть не могло. Хотя в экономическом успехе компании были его несомненные заслуги. Отец умер в 1986 году, ему было 94 года. С тех пор семейное состояние Дассо выросло в 20 раз – до 20 миллиардов евро в 2018 году. Сейчас семья владеет контрольными пакетами 12 концернов – это коммуникации, технологии, сервис, финансы и издательское дело. «Дассо только и делает, что стремится доказать, что может многое дать империи своего отца, которую он возглавил в 60 лет, – выражал свое мнение автор биографической книги о Серже Дассо Анн-Мари Рокко. – Что меня больше всего удивляет, так это желание Сержа Дассо казаться человеком, способным создать что-то, как его отец. Но Серж Дассо – это не Марсель Дассо. Он не гений авиастроения, как его отец. Но он всегда очень настойчив и очень напорист в своем желании преуспеть».

Начиная с 1945 года компания Dassault Aviations выпустила в общей сложности 8000 самолётов. Названный культовым многоцелевой истребитель «Мираж 2000» был разработан в 70-х годах прошлого века. В 1984-м он поступил на вооружение ВВС Франции, а позже появился в ВВС нескольких стран Азии, Европы и Латинской Америки. Тогда же началась разработка бизнес-джетов «Фалькон». Второй раз Dassault Aviation едва не национализировали во время правления Франсуа Миттерана в 1980-х годах. Его преемник Жак Ширак тоже был уверен, что аэрокосмический сектор должен быть реорганизован. И если бы не давняя дружба семьи Ширака с Дассо, возможно, так и получилось бы. «Мираж 2000» перестали собирать в 2007 году, но только потому, что годом ранее на вооружение французских ВВС был принят другой самолёт Dassault Aviation – «Рафаль», который с тех пор тоже вполне успешно экспортируется.

Серж Дассо, как и его отец, занимался политикой, придерживаясь консервативных взглядов. Но его общественно-политическая карьера сопровождалась скандалами и не была успешной. Так, например, его постоянно обвиняли во вмешательстве в редакционную политику одной из крупнейших газет Франции Figaro – он был в ней владельцем. Довольно долгое время Сержу удавалось быть мэром небольшого городка Корбей-Эсон в 30 километрах от Парижа. На этом посту он запомнился тем, что построил в городе исламский культурный центр, состоящий, в основном, только из мечети, и выступал резко против однополых браков. «Мы получим страну гомосексуалистов. И через десять лет здесь никого не останется. Это глупо», – заявлял он. Покинув пост мэра, Серж Дассо остался сенатором от департамента Эсон, заседал в Национальном собрании.

Однако закончилась его карьера бесславно – в 2014 году у полиции появились подозрения, что продержаться на посту мэра Корбей-Эсона с 1995 по 2009 годы Сержу помог исключительно подкуп избирателей. Мало того, всплыла причастность Сержа к крупным и слишком подозрительным денежным трансферам между Францией и Ливаном. Потом обнаружились факты ухода от уплаты налогов и сокрытия средств в иностранных банках. В общем, в 2017 году суд лишил Сержа права занимать должность сенатора, а также выписал ему крупный штраф в два миллиарда евро. Штраф был уплачен, но приговор миллиардера не устроил, он подал апелляцию – повторные слушания по делу Сержа Дассо должны были начаться в середине июня 2018 года.

Клод Карлье, еще один биограф семьи Дассо, рассказывал, что Серж был исключительным трудоголиком и верил, что умрёт, как только перестанет работать. Умер он действительно у себя в офисе на 93-м году жизни. Коллеги Сержа Дассо вспоминали его как человека прямолинейного, иногда вовсе не сдержанного в высказываниях. Он был ревнивым охранителем своих самолётов, говорить о них в неуважительном тоне при нём было ошибкой. Французский экономист и друг семьи Дассо Мишель Цикурель как-то имел неосторожность покритиковать ценовую политику Dessault Aviation. В ответ он получил от Сержа гневную отповедь по поводу качества и элитарности их машин. Позже, оправдывая гнев друга, Мишель говорил: «Он защищал своего “Рафаля” как дьявол. Если бы вы хотели расшевелить Сержа, вам было бы достаточно просто заговорить с ним о его самолётах».

{* *}