Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
01.03.2023
Четверть века назад режиссер Джеймс Кэмерон представил миру «Титаник» – картину об одной из самых страшных катастроф XX века, унесшей жизни более 1500 человек. Основой для истории главных героев фильма, Роуз и Джека, стала компиляция судеб нескольких реальных пассажиров корабля. Но ключевой момент самопожертвования – отказ Роуз уплыть на спасательной шлюпке без возлюбленного – был в память об Иде Штраус. Она стала единственной из пассажирок, принявшей решение остаться вместе с мужем Исидором. И не случайно героиня фильма носит имя Роуз – вторым именем Иды было Розалия.
Розалия Ида Блун родилась в 1849 году на юге Германии. Позже она эмигрировала с родителями в США. Ей было 15 лет, когда на пороге конторы ее отца, работавшего иммиграционным агентом в Нью-Йорке, появился 19-летний Исидор Штраус. Он искал сотрудников для своей фирмы из числа бывших соотечественников, так как и сам в свое время уехал из Германии. После обсуждения деловых вопросов гостя пригласили на чай.
В ходе общения выяснилось, что Исидор и Ида родились в один день – 6 февраля. День рождения был не за горами, и молодые люди договорились отметить его вместе. С тех пор они стали неразлучны. Три года Исидор ухаживал за девушкой. Затем еще три по настоянию родителей невесты молодые проверяли свои чувства. Свадьбу сыграли только в 1871 году. Зато за время испытательного срока Исидор успел встать на ноги и был готов взять ответственность за семью.
Он родился в 1845-м в немецком городе Оттерберг и был старшим из пяти детей в семье Лазаря Штрауса и его супруги Сары. В 1850-е глава семейства принял решение о переезде в США и отправился обустраиваться на новом месте. Спустя два года семья воссоединилась. Отец к этому времени открыл небольшой галантерейный магазин в Тэлботтоне, штат Джорджия. В годы гражданской войны семейство переехало в Коламбус – один из центров снабжения армии Конфедерации. В 1865-м в городе прошла одна из последних битв гражданской войны. В результате магазин Штраусов, куда они вложили все сбережения, был полностью разрушен.
Отец, обанкротившись, опустил руки. Из уныния его вывел Исидор. Он и раньше помогал в управлении магазином. Но параллельно он еще отточил бизнес-навыки, занимаясь перепродажей импортных товаров. Так он сумел скопить определенную сумму, которая позволила Штраусам перебраться в Нью-Йорк. И они открыли небольшую фирму по оптовой скупке у импортеров разных предметов быта. Их они потом продавали в южные штаты, население которых активно обустраивало жизнь после войны. В основном это была фарфоровая и стеклянная посуда. Постепенно Штраусы вышли на прямых производителей, став крупнейшими продавцами изделий из фарфора и стекла в США. А затем принялись открывать собственные фабрики в Европе.
Выставочным залом для их бизнеса служил арендованный подвальный этаж самого известного универмага Нью-Йорка – Macy’s. Вскоре на продукцию Штраусов приходилось уже более трети продаж всего универмага. Тогда наследники основателя универмага Ролана Хасси Мэйси, не особо сведущие в бизнесе, предложили Штраусам стать их партнерами. Сначала те выкупили 45% акций бизнеса, затем постепенно увеличивали размер своей доли – и к 1896 году стали единоличными собственниками Macy’s. Сегодня эта сеть универмагов насчитывает более 500 магазинов по всему США, а потомки Штраусов по-прежнему остаются в совете директоров.
Исидор был главным генератором идей. Реализовывать их ему помогали младшие братья, а затем и подросшие сыновья. Ида подарила ему семерых детей, но один из них скончался от дифтерии в трехлетнем возрасте. Двое детей управляли семейными предприятиями в Европе, и по устоявшейся традиции несколько месяцев в году Исидор и Ида проводили у них. С европейских каникул начался и новый, 1912 год.
Тогда к их поездке присоединился брат Исидора Натан. Объехав несколько европейских столиц, весной братья решили посетить Палестину, о которой так много рассказывал им их младший брат Оскар – первый еврей в правительстве США, после выхода из кабинета президента служивший послом в Османской империи.
Исидор провел в Палестине неделю, после чего был вынужден вернуться с Идой в Европу, чтобы завершить оставшиеся дела. Натан же продолжил колесить по стране, вникая в проблемы еврейских переселенцев и пытаясь их решить. В один из дней Натан получил телеграмму от брата. Исидор сообщал, что забронировал для всех места на новом и фантастически красивом лайнере «Титаник», отплывающем 10 апреля из Великобритании в Америку. Как ни торопились Натан и его жена Лина успеть к отплытию, в Лондон они прибыли лишь 12 апреля. Через три дня они узнали страшную весть о крушении корабля.
Как известно, корабль потерпел крушение при столкновении с айсбергом. Первые шлюпки из-за возникшей суматохи спускали на воду полупустыми. Когда стало понятно, что шлюпок на всех не хватит, в них стали сажать только пассажирок первого класса с детьми. Супругам ввиду их почтенного возраста – Исидору было 67 лет, Иде 63 – предложили отправиться вместе. Но Исидор, понимая, что лишит возможности на спасение одну из женщин, наотрез отказался. Ида, в свою очередь, ни за что не захотела оставлять мужа. Свое место она отдала горничной Эллен Берд, сопровождавшей их в поездке. На прощание Ида накинула на ее плечи свою шубу – это помогло горничной выжить на ледяном ветру. Эллен Берд пережила трагедию на 40 лет.
По рассказам свидетелей, Исидору все же удалось уговорить супругу занять место в шлюпке, когда стало понятно, что шансов на спасение нет. Лодку уже начали спускать на воду, но женщина попросила остановить ее, едва та оказалась ниже палубы, и вернулась обратно к мужу на борт. В фильме Кэмерона точно так же сделала Роуз, устремившись навстречу Джеку. Чету Штраус, впрочем, режиссер показал в другой сцене – той, где пожилая пара встречает смерть, обняв друг друга в уходящей под воду каюте. В реальности же свою смерть они встречали на палубе.
«Наша лодка отплывала от корабля последней, и мы видели, как мистер и миссис Штраус стоят на палубе, обнявшись, – рассказывал один из выживших. – Огни “Титаника” ещё горели, оркестр играл свой последний марш, но образ пожилых супругов, вместе ожидающих конца, навсегда останется для меня самым трогательным моментом этой ужасной катастрофы». Другой очевидец впоследствии написал: «Последнее, что я видел, когда мы отплывали, была Ида Штраус, в чьем нежном сердце оказалось больше мужества, чем у любого, кого я когда-либо встречал. Она стояла, держась за руку мужа, когда волна накрыла их».
Тело Исидора было найдено в ходе поисково-спасательной операции. Его останки покоятся в фамильном склепе на кладбище Вудлон в Бронксе. Рядом с его надгробным памятником установили и кенотаф для Иды, тело которой навсегда забрал океан. Надписью на могиле стала цитата из Песни Песней: «И большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее».
Вскоре после катастрофы небольшой сквер на манхэттенском Вест-Сайде, недалеко от которого жили супруги, был переименован в Штраус-парк. Центром его композиции стала скульптура «Память» – полулежащая женщина смотрит в водную гладь гранитного бассейна. Ежегодно 15 апреля сюда стекаются сотни горожан: они зажигают свечи в память Иды и Исидора. Их невероятная история любви продолжает трогать сердца людей, даже спустя 111 лет после трагедии.