"Лоэнгрин" Солисты, хор и оркестр Баварского радио в Мюнхене, Рафаэль Кубелик — дирижер;
Фирма "Deutsche Grammophon Gesellschaft"
Одна из наиболее репертуарных в Европе и Америке серьезных опер, в России не шедшая со времен поэта Маяковского и тенора Собинова, которого, с легкой руки первого, действительно дразнили "Леонидом Лоэнгринычем" — она даже в виде "отжатом" до набора хитов требует немалой выносливости от купившего компакт-диск с ее записью. Того же требует и сама фигура автора — могучий романтик и одновременно "мелкий, суетливый сверхчеловечишко". Как убежденный зоологический антисемит, он не был полностью уверен в этнической чистоте своего собственного происхождения, подозревая в себе страшную для него "примесь" чуждой крови в 50% и боролся с ней, страстно утверждая Истинно Немецкое начало как нечто длинное, сентиментальное и агрессивно-добродетельное. Один из классиков немецкой словесности сказал, что после тысячного исполнения "Лоэнгрина", вероятно, не останется никого, кто не был бы охвачен немецким национализмом. Впрочем, эта цифра давно осталась позади, хотя знающие люди не забыли, что Адольф Гитлер, например, знал весь текст оперы наизусть. Текст тоже целиком вагнеровский и в нем отрицательные персонажи нарисованы точно теми же красками, какими в Третьем Рейхе принято было рисовать "мировой еврейский заговор".
Как довольно посредственный литератор, Вагнер не очень умел строить сюжет в либретто, переделанном из рыцарской легенды Х11 века, не умел отличать гениальные строки и рифмы от банальных, а герои и любовники объясняются у него, как постовые милиционеры. Но музыка сразу делает любые разумные и неразумные возражения комплиментами.
Вагнер порывистыми резкими шагами привел оркестровую, гармоническую, певческую, тональную выразительную стихию музыки к обрыву. К пропасти. Дальше, за чертой возможного, на которой композитор и поэт остановился, без его свободного музыкального дыхания ничего нет — только одышка дряхлеющего романтизма и превращение его в скучную пародию. Вагнер безумно серьезен, но спародировать его невозможно. Невозможно даже испортить усредненным исполнением. Длящийся на сцене почти четыре часа "Лоэнгрин" упоительно выматывает самого терпеливого зрителя и омертвелая покорность, овладевающая залом к концу четвертого часа, публикой традиционно воспринимается, как высшее блаженство. Видимо, поэтому его и называют не иначе, как гениальным произведением. Большинство браков в немецкоязычных странах заключается не "под Мендельсона", как в России, а именно под звуки вступления к третьему действию "Лоэнгрина".
Баварский король Людвиг Второй Виттельсбах буквально "тронулся умом" на почве обожания и восхищения сказкой о прекрасном рыцаре на лебеде, отчего Бавария больше века и не существует уже на политической карте мира как отдельное королевство. Но певцы, приглашенные для записи на Баварское радио (более того, в бывший зал Резиденции того самого короля) — вовсе не поддаются своему восхищению в процессе работы, а оттого спето и сыграно все в высшей степени добротно, выносливо и надежно.
Полный вариант оперы на трех дисках также доступен, но пользуется значительно меньшим спросом в силу его дороговизны и безумной длительности: почти 4 часа.
Материал подготовила
Наталия Каминская