А ведь Джекоб Куберт (
Jacob Kubert) мог и не настоять на переезде своей семьи из местечка в Восточной Польше в Америку до начала Холокоста. Что было бы тогда? Что было бы, если бы его сын Джозеф (
Joseph) не воспитывался в Бруклине и не стал бы в дальнейшем всемирно известным художником комиксов и преподавателем?.. Неужели семья Джо неминуемо была бы уничтожена в Освенциме, а одаренный молодой карикатурист закончил бы свои дни в варшавском гетто?..
Мысли об этом вот уже много лет преследуют Джо Куберта. Сейчас ему 78, и он является настоящей легендой комиксов. За свою шестидесятилетнюю карьеру ему довелось стать автором иллюстраций к таким популярным книгам, как «Сержант Рок», «Тарзан», «Человек-ястреб» и «Бэтман». Что же касается размышлений о далеком прошлом, то они вылились недавно в новый душераздирающий роман в картинках «Йосэль» (
Yossel).
Следуя традиции классического комикса, Куберт исследует свой собственный параллельный мир, в котором 15-летнему Йосэлю едва удается избежать смерти благодаря своим выдающимся рисункам, основанным на новой американской форме искусства, — комиксам о супергероях. С их помощью он веселит нацистских солдат. По странной иронии судьбы, новый жанр был создан молодыми американскими евреями.
«Йосэль» Куберта — одна из последних работ в этом своеобразном жанре, которая подтверждает растущую тенденцию создания романов в картинках и комиксов, посвященных еврейской тематике. Одной из лучших таких книг стала история «Еврей Фагин», рассказанная наставником Куберта, легендарным мастером комикса Вилом Эйзнером (
Will Eisner), автором «Души» и родоначальником самого жанра «роман в картинках».
Немного фольклорная, немного полемическая работа 86-летнего Эйзнера представляет собой не переделанного «Оливера Твиста», а историю Фагина, ругающего Чарльза Диккенса за создание расистских стереотипов, направленных против еврейского населения Лондона и внесших свою лепту в формирование продолжающегося и по сей день антисемитизма.
Тем временем, Майкл Чабон (
Michael Chabon), автор «Приключений Кавльера и Клэя», в декабре собирается издать «Беглеца» — четырехтомную антологию комиксов, сюжет которых основан на похождениях выдуманной им пары еврейских персонажей.
Эйзнер утверждает, что рост в последнее время числа новых комиксов на еврейскую тематику отнюдь не должен никого удивлять, поскольку сама эта область становится все более широкой и изощренной. Комиксы сегодня читают 30–40-летние люди, а создатели еврейских сюжетов обращаются к популярным образам.