Top.Mail.Ru

Культурный атташе

06.07.2004

Чтобы выступить вместе с Израильским филармоническим оркестром, Альберту Мамриеву пришлось проделать весьма длинный путь. Причем, в буквальном смысле слова. Последний переезд, из Ганновера, стал лишь этапом его начавшегося девять лет назад в горном Дагестане долгого путешествия, в ходе которого он стал известен как один из самах одаренных израильских пианистов.

Уже имея опыт работы с несколькими израильскими и зарубежными оркестрами, 29-летний пианист с нетерпением ждал своего выступления с Израильским филармоническим оркестром. Под управлением дирижера Гизеля Бен-Дора он принял участие в июньском концерте цикла, проводимого Фондом «Музыкальные ангелы», — некоммерческой организацией, основанной в 2001 году для содействия подающим надежды израильским музыкантам. «Израильский филармонический оркестр — один из лучших в мире, — отмечает Мамриев. — Я недавно видел концерт в США, оркестр исполнял Шостаковича. Это было потрясающе!».

Переезды Мамриева (вначале из Дагестана в Израиль, а теперь из Ганновера) не идут ни в какое сравнение с ежедневными поездками из Сдерота в Тель-Авив, которые совершал посвятивший себя музыке молодой человек, чтобы учиться у профессора Арье Варди в музыкальной академии имени Рубина при Тель-авивском университете. «Я был настоящим сумасшедшим, — рассказывает он о том времени. — Приходилось каждый день ездить из Сдерота в Тель-Авив, потому что жить в Тель-Авиве было слишком дорого».

Решение проделывать ежедневно почти стокилометровый путь туда и обратно было продиктовано еще и его желанием быть вместе со своей большой семьей и основывалось на крепких традициях дагестанских евреев. «Я был уже семейным человеком, — поясняет он. — Культура дагестанских евреев очень похожа на культуру евреев религиозных. Мы живем вместе большими семьями».

Мамриев учился по классу фортепиано в Московской консерватории имени Чайковского. Приехав в 1995-м в Израиль, начал посещать академию в Тель-Авиве. «Я влюбился в язык и думал, что никогда не уеду из Израиля, — признается он. — Однако я оказался в Германии, потому что в Израиле нет возможности учиться на доктора музыкальных искусств. Ну и совет Варди, конечно, сыграл в этом немалую роль. Но я действительно хочу вернуться».

Через два года после приезда в Израиль Альберт Мамриев завоевал главную премию на фортепьянном конкурсе в Мадриде, а затем выиграл премии на Международном конкурсе пианистов имени Джины Бахауэр в США в 2002 году и на Международном конкурсе пианистов в Шотландии — в 2001-м. А месяц назад занял второе место на пекинском конкурсе. Сам он говорит, что ему нравиться быть культурным атташе своей страны. «В США и Европе я предпочитаю играть отрывки из произведений израильских композиторов», — признается он, приводя в качестве примера молодого и талантливого Гиля Шохата.

Во время своего июньского выступления в Израиле Мамриев исполнил «Второй концерт для фортепьяно» Сергея Рахманинова, который он называет одним из самых лучших когда-либо написанных концертов: «Он особенно дорог мне из-за восточных мелодий, напоминающих мне детство, проведенное на Кавказе. Когда я впервые сыграл этот отрывок, в глазах у меня стояли слезы».

Йорам Шпыркин

{* *}