Влюбленный в Шекспира

26.06.2002

Лев Шрайбер чувствует себя комфортно в абсолютно разных по жанру фильмах — The Daytrippers, Scream и других. Его талант заметил продюсер Дастин Хоффман, который снимался с ним в “Сфере”, и дал актеру роль в своем фильме “Прогулка по Луне”. Недавно Шрайбер сыграл главную роль в картине Тома Клэнси The Sum of All Fears.

Но неважно, чем занимается Шрайбер, он всегда находит время на Шекспира. Несколько лет назад Шрайбер работал в нью-йоркском театре, играл в спектаклях “Макбет”, “Цимбелин”, “Гамлет” и “Отелло”. Получить такие роли удается не всем еврейским актерам даже на протяжении всей жизни. Уже в 34 года Шрайбера, любителя и знатока классики, сравнивали с такими знаменитыми людьми, как Орсон Уэллс и Лоуренс Оливье. Недавно он подписал 40-недельный контракт с английской компанией Royal Shakespeare.

“В спектаклях я всегда полностью выкладываюсь”, — говорит Шрайбер. Ростом в шесть футов и три дюйма, он имеет телосложение атлета. В свое время в Бруклине он был капитаном университетской команды. “Я всегда задевал людей за живое. Я думаю, когда человек только входит в жизнь, ему следует воспользоваться тем, в чем он силен, и использовать ту область знаний, в которой он больше всего компетентен. Я чувствую себя комфортно среди книг великого классика и нахожу смысл жизни в его текстах. Думаю, что пьесы Шекспира, если смотреть на них со стороны еврейства, это – мицва, и я считаю, что им надо следовать, потому что они полны смысла”.

Шрайберу трудно отделить себя от иудаизма. “Когда я стал играть, мои режиссеры хотели, чтобы я поменял имя, так как они считали его специфичным и думали, что люди сразу поймут, что я еврей. Но для меня моя национальность является частью жизненного опыта, я горжусь этим и никогда не поменяю свое имя”.

Трудное детство

Родители Шрайбера развелись, когда ему было 4 года, после чего мать (еврейка) воспитывала его одна. Она зарабатывала на жизнь изготовлением кукол из папье-маше и продажей здоровой пищи. Сейчас она живет в Вирджинии.

Его отец Телл, преподаватель сценического искусства, из богатой знатной семьи. Он закончил Dartmouth, в молодости был хорошим борцом, футболистом и преуспевающим актером. Мать Хитер, уроженка Бруклина, родилась в семье рабочих — евреев. Она крайне эксцентричная женщина, высоко культурная, знаток классической музыки и русской литературы (поэтому она назвала своего сына Львом в честь Толстого).

Со слов Телла, в самом начале супружеской жизни семья переехала жить на ферму в Колумбии, потому что Телл посчитал это полезным для здоровья жены. Однако, почувствовав себя пленницей, Хитер сбежала.

Телл преследовал находившуюся “в самовольной отлучке” жену и нанимал частных детективов. В три года отец забрал Леву из здания нью-йоркской коммуны, где скрывалась Хитер. Когда Леве исполнилось 4 года и он жил с матерью на четвертом этаже полуразрушенного дома без лифтов на Первой Авеню, он стал причиной банкротства своего любимого дедушки по материнской линии Алекса Милграма, который выложил кругленькую сумму на судебном процессе о попечительстве.

Несмотря на то, что Шрайбер жил на определенной географической территории, он вырос человеком, у которого нет определенной родины: хасидское общество находилось на юге, польское и украинское – на севере, пуэрто-риканское – на востоке, а Боуэри – на западе. Шрайбер был единственным белым ребенком в доме. “Я провел ужасно много времени стоя у окна”, — говорит Шрайбер, которому приходилось подчиняться маминым хиппово-индусским фантазиям: она одевала его в брюки, блузу и кроссовки в стиле йога. “На самом деле мне было стыдно”, — говорит Лев. А до 10 лет по маминой же прихоти он носил свои белокурые волосы до плеч, и был похож на девочку.

Начало актерства

Все дети когда-то становятся взрослыми. Лев решил стать актером. “Как-то я показал шоу о том, как я вырос в Lower East Side и о том, что мне приходилось общаться с различными людьми, будь то хасидский еврей-наркоман или повар-грек. Людям понравилось. И я понял, что актерство – мое призвание”.

“После окончания вуза я провел год в Британской академии драматического искусства. Англичане уделяют очень много внимания Шекспиру, и я был уверен, что справлюсь с его текстами. Затем я вернулся в Америку и подал заявление в драматическую школу. Меня приняли в Yale. Сначала я даже не поверил, потому что одобрение пришло как раз первого апреля”.

Оттуда его пригласили сыграть в Jakob the Liar с Робином Уильямсом и в Sphere с Дастином Хоффманом. “Он мудр не по годам, — говорит о Шрайбере Хоффман, сравнивая его с представителями нового поколения актеров. – Очень перспективный актер. Он не только смотрит, а наблюдает, и его наблюдения изумительны. В нем заложена внутренняя способность описывать все увиденное с долей иронии”.

Несмотря на то, что он сыграл интернационального шпиона в The Sum of All Fears, Шрайбер все-таки предпочитает Гамлета. “Когда ты играешь в кино, остается время на фотографии, интервью, промоушн. А после театра я прихожу домой настолько взволнованным, что с трудом могу заснуть”.

Шрайбер и Шекспир

“Я думаю, что самое замечательное в творчестве Шекспира то, что он писал пьесы про евреев во время жесткого антисемитизма, когда драматурги Англии елизаветинского периода, такие, как Кристофер Марлоу (“The Jew of Malta”), вырисовывали в своих произведениях портрет скупого, жадного, злобного еврея. Шекспир в своих пьесах представляет еврея с не свойственными для него чертами характера. У этого еврея другое видение, чувства, эмоции, и это противоречие для меня более гуманно и ценно. Не может существовать высокая любовь без лютой ненависти, безграничное счастье без горьких страданий, добро без зла. Если мы будем следовать модели двойственности человеческой натуры, тогда сможем найти причину оправдания шекспировского Яго и посчитать его самым милым персонажем пьесы. Зависть, ненависть, вожделение, одиночество и паранойя, вот что делает пьесу живой, а Яго – неотразимым характером с глубоким и неоспоримым чувством гуманности. Яго говорит: “Я верю в жестокого Б-га, сотворившего меня, в его творение и ненависть, в которой я был рожден. Я – зло, потому что я – человек. Я чувствую первобытный хаос в себе. Да. Это мой символ веры. По моему мнению, гуманность трагична. С осознанием этого приходит одиночество, с одиночеством – невзгоды, как в случае Яго. Я идентифицирую себя с характерами, которые принято считать второсортными. Многие люди так поступают, потому что недостатки – это часть их характера. Потому мы влюбляемся в таких героев. Если это постичь, то можно понять, что это возникает от желания быть любимым. В этом суть счастья. Дело совсем не в деньгах и славе, хотя у меня все это есть. Я считаю, что миссия человека состоит в том, чтобы в конце каждого дня он задумывался, какую пользу он принес другим людям”.

Фильмы с участием Шрейбера:

The Sum of All Fears, The (2002),Dial 9 for Love (2001), Kate & Leopold (2001), Scream 3 (2000), Hamlet (2000), Spring Forward (1999), Vikings, The (1999), Hurricane, The (1999), Jakob the Liar (1999), Fists of Freedom: The Story of the '68 Summer Games (1999), A Walk on the Moon, A (1999), Desert Blue (1998), Twilight (1998), Sphere (1998), Phantoms (1998), His and Hers (1997), Scream 2 (1997), CIA: America's Secret Warriors (1997), Baggage (1996), The Daytrippers, (1996), Scream (1996), Party Girl (1995) и другие.

Марина Костылева