В четверг 10 февраля в возрасте 89 лет в Роксбери (штат Коннектикут) скончался от сердечной недостаточности Артур Миллер.
Один из величайших драматургов XX столетия родился в Нью-Йорке в еврейской семье выходцев из Германии. Детство и отрочество его пришлись на годы великой депрессии, когда для того, чтобы скопить деньги на обучение в колледже, приходилось хвататься за любую работу. Свирепый антисемитизм, с которым довелось столкнуться Артуру, стал темой его единственного романа «Фокус», опубликованного в 1945 году. И все же всемирную славу и признание принесли Миллеру его пьесы, которые он начал писать в годы учебы в Мичиганском университете. Его «Смерть коммивояжера» после премьеры в 1949 году на Бродвее стала живой классикой. Как и во многих успешных работах драматурга, в ней исследовался конфликт между «аутсайдером» и обществом. Социальная критика, которой Миллер подвергал американское общество, придавала его работам как политический, так и художественный резонанс, нередко превращая его самого в мишень для критиков.
В 2003 году драматург был награжден Иерусалимской премией по литературе. Это награда последовала за многими другими, которых он удостаивался на протяжение всей своей жизни: премией «Тони», наградами Ассоциации театральных критиков Нью-Йорка, Пулицеровской премией. Он не смог приехать в Израиль, чтобы лично получить Иерусалимскую премию, поскольку церемония награждения совпала с открытием ретроспективы, посвященной его третьей жене, фотожурналистке Инге Морат. Вместе с ней Артур Миллер прожил сорок лет, от этого брака у него родилась дочь Ребека. (Первый его брак, с Мэри Слаттери, длился 16 лет и стал причиной появления на свет Джейн-Эллен и Роберта. Было и пять лет брака с Мэрилин Монро.)
Смерть Мэрилин в 1962 году, через год после их развода, совпала со спадом интереса общества к работам Миллера. Тем не менее, он никогда не прекращал писать. Последнюю свою пьесу, «Завершение картины», он закончил в октябре 2004 года. Главной ее темой в очередной раз стала Мэрилин. Миллер поддерживал ее обращение к иудаизму накануне их свадьбы — как он сам рассказывал в интервью израильской газете «Jerusalem Post» в 2003-м, несмотря на его собственное неприятие религии. Сам он был «неверующим» и еще будучи подростком уже не мог увязать себя с религиозными традициями своего деда.
«Это казалось просто несовместимым со всем, что я знал. Сидят старики и бормочут что-то на языке, который я не понимал, и которого они не могли мне объяснить», — говорил он. Тем не менее, Миллер обладал в иврите познаниями, достаточными, чтобы цитировать молитвы.
«Очевидно, у меня очень личная связь со всем, что касается вопросов иудаизма», — считал он.
Особое место в его сердце занимал и Израиль:
«Я всегда чувствовал важность этой страны как места, где евреи могут жить в безопасности от европейского антисемитизма. И видя прогресс в науке, искусстве и социальной жизни, я испытываю определенное удовольствие».