Многогранный Спилберг

23.07.2002

Основываясь на его многозначительных успехах почти во всех аспектах жизни, мало кто может поспорить с этим сравнением. Кто не знает Стивена Спилберга! Он директор кинокартин, продюсер, филантроп, человек, который тратит огромное количество своего времени на документацию Холокоста, экранизации других случаев истории, касающихся евреев, и совсем недавно стал помогать в открытии библиотеки для хранения книг на идиш. Но лишь немногие знают Спилберга как семьянина. Кто встает ни свет ни заря и играет роль мамы, упаковывает завтрак для своих семерых детей и развозит их на трех машинах до 9-ти утра? Да, это Стивен Спилберг. “Но на весь оставшийся день и вечер с ними остается настоящая мама – моя жена”, — говорит 55-летний продюсер.

Интересно, существует ли какое-либо дело, с которым не может справиться этот мужчина? “Я не умею ругать своих детей, когда они паясничают. А моя жена подходит к этому творчески”. Но Спилберг, как и все люди, не идеальный человек. Его фильмы “Челюсти”, “Парк юрского периода”, “Список Шиндлера” — прекрасные экранизации литературных произведений. Но вот недавно несколько критиков остались недовольны киноинтерпретацией произведения Стенли Кубрика “Искусственный интеллект” (“A.I.: Artificial Intelligence”).

Спилберг продолжает менять курс постановок своих фильмов, ранее предназначавшихся “для просмотра только с попкорном”. Можно привести в пример его последнюю работу “Отчет меньшинства” с Томом Крузом в главной роли. Чтобы не сходить с пьедестала славы, считает продюсер, нельзя долго задерживаться на одной и той же тактике постановочного процесса и жанра. Но что для автора представляет личный интерес? “Всегда забавно наблюдать, как приходят огромные массы на мои фильмы, но это в последнее время уже не является для меня творческим стимулом. На данный момент я пытаюсь найти что-то такое, что бы заставило меня взволноваться, как ребенка”.

Это касается и собственных детей Спилберга. “Мне нравится киностудия, которая прибрела “Гарри Поттера” и “Человека-паука”. Я люблю эти фильмы, а мои дети доводят меня до безумия, почему я не снял эти кинокартины. Я им объяснил: “Эти фильмы не были предназначены для папы, потому что они не вызвали бы у меня никаких затруднений”.

Спилберг на данный момент завершает съемки фильма “Поймай меня, если сможешь”, который пройдет в кинотеатрах в конце этого года. Главную роль исполняет Леонардо Ди Каприо. Он играет жулика, преследуемого агентом ФБР (в его роли – приятель Спилберга Том Хэнкс). Кроме этого, у директора в стадии рассмотрения находятся три сценария, один из которых он выберет для съемки нового фильма в следующем году. В 2004 году он намерен продолжить цикл серий “Индиана Джонс” с Харрисоном Фордом и Джорджем Лукасом. “Я познакомился со своей женой во время съемок второй части фильма, — говорит Спилберг, — поэтому самое счастливое воспоминание моей жизни связано с “Индианой Джонсом”.

Обратно в школу

55-летний Спилберг еще совсем недавно был студентом колледжа. 33 года назад он бросил университет ради того, чтобы осуществить свою мечту снимать фильмы, но прошлой весной возобновил учебу. Спилберг-директор стал Спилбергом-отцом, вот почему он решил получить диплом. “Данный выбор я сделал ради своих детей, потому что это повлияет на часть их жизни. Через много лет, как в принципе и каждый родитель, я мечтаю услышать от своих детей благодарственные слова, за то, что смог дать им возможность получить образование. Надеюсь, что у них это получится гораздо быстрее, чем у меня”.

Спилберг – философ

Несмотря на учебу, Спилберг надеется вырасти еще и в профессиональном плане. И, кажется, он выбрал правильный путь. Газета “Daily Variety” считает “Отчет меньшинства” лучшей работой Спилберга, называя ее “наиболее драматичным и социально уместным” фильмом. Это говорит о многом, тем более если брать в расчет то, что он снял “Список Шиндлера”.

В “Отчете меньшинства” показана попытка поиска идеального оружия против криминала. Что будет, если настанет возможность предотвращать преступления прежде, чем они совершатся? “Я считаю, что каждый из нас желал бы знать будущее человечества, своей личной жизни. Эта история “флиртует” с идеей о возможности узнавать определенные прогнозы нашего будущего, особенно те вещи, которые касаются жизни и смерти”. В “Отчете меньшинства” Спилберг и его съемочная команда исследуют природу, технологию и смысл преступления.

Съемки фильма дали Спилбергу пищу для размышлений: относить ли свой успех на милость фортуны или на счет собственных усилий? Он пришел к выводу, что кое-что зависит и от судьбы: “По большому счету, я думаю, что в нашей жизни существуют моменты когда мы должны упорно работать для осуществления желаемого. Я верю в то, что наша судьба предопределена свыше, но все-таки надеюсь, что мои достижения принадлежат только мне”. Спилберг цитирует Дэвида Геффена, партнера по многим фильмам, который часто говорит: “Есть твои планы, есть планы Б-га, и твои не в счет”.

В конечном итоге можно сказать, что Стивен Спилберг не только директор, продюсер, филантроп, семьянин, но и … философ.

Мирьям Каменщик