Что может быть лучше, чем во время киносеанса решить моральные проблемы вместе с Томом Хенксом и Полом Ньюманом? Словосочетание “Дорога к гибели” ("Road to Perdition") имеет два значения. В буквальном смысле слова Perdition – это название города, куда были направлены Майкл Салливан и его единственный оставшийся в живых сын Майкл Салливан-младший. Но Perdition также является эвфемизмом слова “ад”, и в этом смысле “дорога” становится длинной молитвой Майкла Салливана, которой он пытается удержать сына от опасного “путешествия в плохую жизнь”.
Том Хенкс, сыгравший Майкла Салливана, говорит: “Майкл-отец напутствовал Майкла-сына: “Ты должен выбрать собственную дорогу в жизни”. Не надо подражать отцу, так как выбранная им дорога, долгое время казавшаяся правильной, в конце-то концов привела в “ад””. Режиссер и продюсер Сэм Мендес считает, что “Майкл Салливан решил сам встать на путь, ведущий прямиком в ад. Но он борется за душу своего сына. Сможет ли человек, всю жизнь совершавший злодеяния, получить искупление через своего ребенка? Это одна из главных тем фильма”.
Первый шаг на пути к созданию картины сделал продюсер Дин Занак, на которого произвел впечатление роман Макса Аллана Коллинза. Затем он отослал книгу отцу, продюсеру Ричарду Занаку, который предложил фильм Стивену Спилбергу и получил одобрение. Отец с сыном написали сценарий. Все отнеслись к нему положительно. Художественное произведение было ярко представлено в эпизодах сценария, но экранизация требовала более глубокой интерпретации. Фильм требовал реалистичного показа отношений между отцом и сыном в более сердечной, более гуманной манере, чем на бумаге. Первым, кто согласился заняться фильмом, был Сэм Мендес, получивший “Оскара” за “Красоту по-американски”. Занаки после первой же встречи с Сэмом поняли, что нашли более чем подходящего человека.
Сценарий привлек Мендеса несколькими моментами: “Дэвид сделал действительно стоящие вкрапления в роман таким образом, что сценарий оставался неописуемо простым и в то же время очень сильным. Главной темой была дружба отца с сыном, и я подумал, что это может стать основой для серьезного гангстерского фильма. Поэтому решил показать мифическую сущность Америки 1930-х годов, время эпохи Великой депрессии, когда можно еще было потеряться в огромных просторах Америки, когда только стали появляться мистические золотые города типа Чикаго. Перед нами был удивительно разнообразный, громадный жанровый диапазон. И так как сюжет романа был однолинейным, я решил его развить. Во время съемочного процесса мы бессвязно двигались вперед, и результат оказался ошеломляющим: оказывается, мы создали морально противоречивого центрального героя. От самого начала и до конца истории мы так и не смогли его отнести к категории плохих или хороших людей”.
Отцы и дети
Главного героя фильма Майкла Салливана играет дважды получивший награду Academy Award Том Хенкс. Хенкс считает, что его, в первую очередь, заинтриговала в сценарии непредсказуемость: “Я думал, что фильм будет поставлен в жанре, знакомом мне, но когда я прочитал третью страницу рукописи, честно говоря, я запутался и не мог понять, что же произойдет дальше. Фильм абсолютно непредсказуем. Я не мог поверить, что кто-либо сумеет по осколкам реалий воссоздать на экране этот темный период истории. Этот человек нашелся – Сэм Мендес. Поговорив с ним, я сразу же понял, что мы имеем дело с человеком, который покажет историю так, как она должна быть рассказана на самом деле”.
Мендес рассуждает: “Как можно не восхищаться Хенксом? Он удивительный актер. Но что же лучше? Взять на роль известного актера или же талантливого актера, которому никогда не доводилось сталкиваться с подобной ролью? Майкл Салливан – личность очень темная и загадочная. Он из тех, кто относится к своим поступкам с чувством вины и раскаивается за прожитую жизнь, но слова раскаяния так и не были им произнесены, это чувство глубоко зарыто в нем. Способность Тома выразить это не говоря ни слова – удивительное качество, поэтому я безо всяких сомнений считаю его великим киноактером”.
Несмотря на все иллюзии Салливана, Хенкс считает, что он четко представляет время, в котором живет, знает, как доводить начатое дело до конца. Он работает на мистера Руни, человека, спасшего ему жизнь, может, еще перед тем, как он осознал, что нуждается в помощи. Сквозная тема фильма – отцы и дети. Мистер Руни как отец для Салливана. Майкл стремится подражать ему, но в то же самое время боится его. Майкл-младший чувствует то же самое по отношению к своему отцу. Но наступает момент, когда перед ребенком раскрывается истина, и он замечает порок в человеке, который является его отцом. Что делать в этом случае? Это искажает все представления о мире. А может, возникает новый взгляд на кризисы, с которыми мы сталкиваемся каждодневно? Сблизит ли это тебя с тем, которого ты считал примером для подражания, или оттолкнет от человека, благодаря которому ты появился на свет?”
Мистера Руни сыграл легендарный Пол Ньюман. Ньюман изобразил человека, который был отцом Кунера Руни и отчимом Майкла Салливана. Он говорит: “Сын Руни Коннор – плохой парень, а его “приемный” сын Майкл – хороший плохой парень. Руни вынужден защитить одного в ущерб другому, поэтому этот конфликт интригует. Руни занимает интересную позицию в фильме. Он груб, силен, а характер у него пресквернейший. Но его сломало несчастье”.
1931
Калейдоскоп талантов, который мы увидим на экране, собран творческой командой, всегда остающейся за кадром. И первый, кого надо отметить, — это человек, которого Сэм Мендес называет “центральным звеном процесса работы”, — киноооператор Конрад Холл. Конрад также снимал “Красоту по-американски”.
Сотрудничали с Мендесом известный дизайнер по декорациям Деннис Гасснер, дизайнер по костюмам Альберт Вольски и директор Джилл Билкок.
“Дорога к гибели” – фильм о 1931 годе, когда страна была погружена в Великую депрессию, закон нарушался на каждом шагу, и гангстеры вроде Аль Капоне были на высоте. Задолго до того, как камеры включились, изучение истории стало главным моментом для всех, кто был вовлечен в съемочный процесс. Мендес объясняет: “Все детали должны были тщательным образом рассмотрены, потому что мы воссоздавали историю. Для меня было намного важнее, что фильм засвидетельствует время, нежели продекларирует его. Мне хотелось, чтобы аудитория смотрела на этот мир через окно”.
Проблема, с которой сразу же столкнулись создатели фильма, – составление гардероба для актеров. Дизайнер по костюмам Альберт Вольски не нашел в книгах и архивах описание одежды периода 30-х годов. Ему пришлось исколесить всю Америку и даже Европу в поисках свидетелей или остатков гардероба этого времени: "Это был трудный период, период Великой депрессии. Ни у кого не осталось ничего из этой одежды, не потому, что люди выбросили ее из ненадобности, просто она износилась до дыр".
По скудным сведениям об одежде 30-х годов, дизайнер предложил смастерить костюмы в черных, коричневых и темно-зеленых тонах, и что немаловажно, в нескольких экземплярах. Ведь во время Депрессии носили одно и то же изо дня в день, пока не износится. Большие изменения пришлось сделать и с обликом актеров. Чтобы соответствовать своему характеру, Джуди Ло пришлось “поджелтить” лицо, сделать ссадины на руках, загримировать челюсть таким образом, чтобы линия губ казалась опущенной, “вставить” гнилые зубы и проредить волосы.
Действие романа происходит в Чикаго, и Мендес постарался все сделать так, чтобы при первом взгляде можно было узнать город. Съемки в основном проходили на окраине Чикаго, где старые здания практически не претерпели изменений за 70 лет. Чтобы сыграть сцену ограбления, 13-летнему Тайлеру Хочлину (Tyler Hoechlin), исполнителю роли Салливана-младшего, пришлось научиться водить машину. Юного актера это весьма позабавило.
Путешествие Майкла Салливана и его сына происходит зимой, поэтому Мендесу пришлось много раз “сфабриковывать погоду”: “Один раз после 20 минут съемок, я сказал, что должен начаться снегопад, и неспроста. Это символизировало ледяной мир,.. обледеневшие чувства. Во время всего путешествия Салливанов стихия бушует – до тех пор, пока отец с сыном не сталкиваются с трагедией и не становятся лучшими друзьями. Только после этого начинается оттепель”. Мендес заключает: “Суть истории в том, как отцы пытались защитить своих детей от неверного шага. В конце концов, что может быть важнее этого?"