«Мы с Вуди Алленом перебрасывались лишь несколькими фразами, — говорит Мартин Ландау, который в фильме Фрэнка Драбонта «Мажестик» сыграл владельца старой кинокомпании. – Я говорю: 'The Elm', Вуди отвечает: 'The Midwood', я продолжаю: 'The Kenmore', а он: 'The Avalon'». Ландау и Аллен работали вместе в фильме «Преступления и проступки» (1989 год) и между съемками часто забегали в старый кинотеатр в Бруклине. «Было такое ощущение, что я попал в маленький дворец в стиле рококо или арт-деко, — рассказывает актер. – Я с удовольствием заходил в прохладные залы театра из жарких знойных улиц и смотрел Гагни или Джимми Стюарта. Билеты стоили всего 17 центов. Мы с Вуди сразу же влюбились в те фильмы, которые шли в старом театре. В них невозможно было не влюбиться».
Ландау говорит, что согласился на роль в “Мажестик” потому, что этот фильм напоминает о тех самых старых театрах и старых картинах. Выдуманный фильм “Capra-esque”, снятый в 1951 году, рассказывает о сценаристе (играет Джим Керри), занесенном в черный список Голливуда, который потерял память и забрел в маленький городишко. Местный владелец кинотеатра (Ландау) принял его за давно пропавшего сына. Вскоре двое мужчин воодушевляются идеей воскресить ветхий театр “Мажестик” и придать ему первоначальное великолепие египетского стиля. “Но в наши дни, увы, домам кино не улыбается такая счастливая возможность процветания”, — вздыхает Ландау, представитель поколения нью-йоркских актеров, среди которых Марлон Брандо и Пол Ньюман. Ландау получил первый Оскар только в 50 лет.“Современные кинотеатры слишком упрощены и выполнены в монотонном стиле. Но “Мажестик” отдает дань роскошным дворцам кино, где люди могут чувствовать себя как в настоящем королевстве. Эта картина прославляет времена, когда фильмы помогали американцам пережить мрачные времена “черного списка” и войны”.
Ландау пришлось тоже пережить эти трудные времена. Во время второй мировой войны его отец, уроженец Австрии, рискуя свое жизнью, спас своих родственников от нацистов. В конце 1939 года он вывез 8 старинных свитков Торы из гитлеровской Европы и передал их синагоге в Бруклине. “Я помню то торжественное шествие по улице”, — вспоминает актер. Ландау в 17 лет стал художником-ретушером в редакции газеты “New York Daily News”, но к 22 годам решил, что не хочет делать карьеру рисуя картинки. Его манил магический Бродвей со своими кинодворцами. “Я собираюсь стать актером”, — сказал он своему боссу, уходя из редакции.
Ландау нашел себе лучшего друга в 1952 году, когда участвовал на конкурсе отбора в CBS. “Мне дали номер 376, а этому рыжеватому юноше в очках – 377, — рассказывает Ландау. – От меня тянуло запахом большого города, а он приехал из Центральной Америки, но наша страсть к кино была совершенно одинаковой по силе”. Этого юношу звали Джеймс Дин. Затем Дин учился в студии актеров и сыграл приверженца нетрадиционной ориентации в фильме Хичкока "North By Northwest".
Большую роль в жизни Ландау сыграл его учитель актерского мастерства Курт Конвей, бывший директор CBS, которому пришлось заниматься только преподаванием после того, как “черный список коммунистов” испортил его карьеру режиссера. “Курт никогда не был коммунистом, но он подписал прошение, составленное членами левой партии, для того чтобы помочь чернокожему аннулировать обвинения в надругательстве над белой женщиной, — говорит Ландау. – Однажды он как всегда пришел на работу в CBS, но ему было велено никогда больше не переступать порога этой организации. Его брак распался, жизнь разбилась вдребезги. Но жизнь должна продолжаться, и он стал преподавать. И так получилось, что его осуждение в некотором смысле стало для меня благословением”. В 1970 – 80-е годы карьера Ландау шла на убыль, пока он не снялся в фильме «Миссия невыполнима» с Томом Крузом в главной роли. “Каждый видел во мне супершпиона”, — рассказывает Ландау, который по стечению обстоятельств добрый десяток лет играл малозначительные роли в телевизионных сериалах.
Ландау окончательно выбрался из списка невостребованных актеров, когда в 1988 году Френсис Форд Коппола пригласил его на роль сварливого еврейского бизнесмена в фильме “Такер: человек и его мечта”. Но это было лишь началом успешной полосы. Ландау сыграл трагическую роль Бела Лугоши в фильме Тима Бертона "Ed Wood" в 1995 году и получил Оскара в номинации лучший второстепенный актер.
Ландау сыграл также кровожадного офтальмолога Джудана Розенталя в фильме “Преступления и проступки”. “С того времени как я знаю Вуди Аллена (режиссер картины), я впервые столкнулся с тем, что он открыто признает свое еврейство, — говорит актер. – В “Annie Hall” была сцена, когда один из персонажей в гостях у семьи протестантов во время ужина неожиданно представляет себя носящим пейсы, как будто он смущается того, что он еврей. Но в фильме “Преступления и проступки” раввин представлен в качестве морального камертона кинокартины”.
В фильме “Мажестик” актер сыграл менее многогранную фигуру, хотя развитие сложных отношений между «отцом» и «сыном» (Мартином Ландау и Джимом Керри) в картине представлено в полном спектре тончайших нюансов. Если говорить о жизни за камерой, то фильм воссоздает судьбу сценариста “Мажестик” Майкла Слоана, который никогда не знал собственного отца и крепко сдружился с Ландау. Актер не принимал всерьез, что он значит для молодого человека, пока не прочитал в “Los Angeles Times” откровенную статью Слоана. “Он сказал, что я был для него как отец, — изумился Ландау. – Меня это так тронуло”.