Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
06.07.2016
К Второй мировой он подошел профессором Сорбонны, совершившим переворот в изучении истории. Зная, что нацистское нашествие не случайно, он отказался покинуть Францию и вступил в ряды Сопротивления. Марка Блока расстреляли за год до окончания войны: «Я еврей, но не вижу в этом причины ни для гордыни, ни для стыда и отстаиваю своё происхождение лишь в одном случае – перед лицом антисемита».
130 лет назад во французском городе Лионе в еврейской семье Густава и Сары Блок родился сын Марк. Уже в детстве под влиянием отца, университетского профессора античности, у Марка начал формироваться интерес к истории, а любимой книгой стали «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Однако наравне с этим юный Марк проникался и царящим в семье патриотизмом и очень гордился, что его прадед был солдатом революционной армии 1793 года, защитником Франции и Свободы. Вот почему сразу после окончания лицея в Париже Блок отправился служить в армию, а как только закончил изучать историю и географию в нескольких европейских университетах – ушел на фронт только начинавшейся Первой мировой войны. Здесь молодой историк был несколько раз тяжело ранен, дослужился до чина капитана и был награжден крестом «За боевые заслуги».
Последующие два мирных десятилетия были даны Блоку для спокойной семейной жизни и научной карьеры. В 1919 году он женился на Симоне Видаль, которая вскоре стала не только матерью шестерых его детей, но и научным секретарем и верной помощницей во всех его начинаниях. Обеспеченный крепким тылом, Блок легко защитил диссертацию и начал преподавать историю средних веков в университете Страсбурга, обзаводиться друзьями и единомышленниками. С одним из них, Люсьеном Февром, он в 1929 году стал издавать журнал «Анналы экономической и социальной истории». Именно из этого журнала вскоре вырастет целая одноименная школа, которая совершит переворот в исторической методологии. Последователи школы будут систематично доказывать, что прошлое – это не вещь в себе, не набор отдельных событий и фактов, а действительно познаваемый феномен, и окажут огромное влияние на традиции исторического исследования не только во Франции, но и во всем мире.
Однако «золотой период» Марка Блока, за время которого он опубликовал несколько из своих знаменитых книг: «Короли-чудотворцы», «Феодальное общество», «Короли и сервы – глава из истории периода Капетингов», – закончился вместе с началом Второй мировой войны. С первой волной мобилизации в августе 1939 года Блок вновь был призван в армию и стал свидетелем «Странной войны», которая длилась около девяти месяцев между Францией и Англией – с одной стороны и Германией – с другой. Названа эта война была так потому, что никаких боевых действий во время нее не происходило, однако как раз после началось победное шествие гитлеровской Германии, которое Блок считал лежащим в том числе «на совести французов». Свое отношение к этой войне историк выразил в книге «Странное поражение», которая до сих пор считается лучшим историческим очерком о событиях тех дней. В книге Блок несколько раз подчеркнул, что принадлежит «к поколению с нечистой совестью», и пожелал, чтобы «дети наши» простили «нам кровь на наших руках».
Вернувшись после этих военных действий во Францию, Блок обнаружил, что Сорбонна для него, как для еврея, абсолютно закрыта, а его персональная научная библиотека захвачена оккупационной властью. О том, чтобы продолжать печататься под своим именем, речи, конечно же, тоже не шло. Несмотря на это, Блок решил отвергнуть многочисленные предложения своих коллег переселиться вместе с семьей в США. Вместо этого он приступил к работе над последним своим научным трудом «Апология истории», главной мыслью которого стала идея, что в центре истории как науки должно быть исследование человека во времени, а также применение знаний прошлого для улучшения настоящего. Вместе с тем, Блок был уверен, что и сам ученый-историк не вправе отстраняться от проблем современной действительности. И словно доказывая свои идеи на практике, в 1943 году он вступил в ряды движения французского Сопротивления, вскоре став у себя на родине, в Лионе, одним из руководителей подпольного движения бойцов за освобождение Франции от нацистов. Как и на протяжении всей жизни, его в этом решении поддержала жена, также ставшая участницей Сопротивления.
По воспоминаниям товарищей по борьбе, Блок, мужественно, методично и организованно действовавший под кличками Арпажон, Шеврез, Нарбонн, Бланшар, принимал личное участие почти в каждой операции. Вот почему вскоре за ним была установлена слежка. В марте 1944 года Блок был арестован гестапо. Не как еврей, но как участник вооруженного сопротивления. «Я еврей, но не вижу в этом причины ни для гордыни, ни для стыда и отстаиваю своё происхождение лишь в одном случае – перед лицом антисемита», – как-то написал Блок в своих дневниках. Подвергаясь жестоким пыткам, он прошел через все допросы, так и не выдав имен, явок и паролей. 16 июня 1944 года он был расстрелян недалеко от Лиона вместе с группой своих единомышленников. Через несколько недель погибла и его жена Симона.