Меиру Фенигштейну (Meir Fenigstein) 52 года. Он — основатель и исполнительный директор Фестиваля израильского кино, ежегодно проходящего в Лос-Анджелесе, Чикаго, Майами и Нью-Йорке. В начале июля он открыл 19-й фестиваль в Нью-Йорке, на котором было продемонстрировано более тридцати художественных, документальных и телевизионных фильмов. Фестиваль, детище Фенигштейна, стал для Израиля крупным культурным событием международного масштаба.
“Новостные разделы в наше время буквально переполнены информацией из Израиля, но людям хочется знать, что же там происходит на самом деле. Проведение фестиваля — своеобразный рассказ об этой стране”, — считает Фенигштейн.
Он с улыбкой вспоминает о том, как скромно все начиналось более двадцати лет тому назад. Как-то во время учебы в бостонском Музыкальном колледже Беркли Меир по просьбе товарища привез из Тель-Авива пару израильских фильмов. А во время следующей поездки в Израиль ему уже пришлось просить агента по продаже сделать еще несколько копий.
“Вы что, собираетесь устроить фестиваль?” — удивился тот.
“Да нет, просто хочу отвезти эти фильмы друзьям”, — ответил Фенигштейн.
“И все-таки вы должны организовать фестиваль!” — не унимался дистрибьютор и предложил взять фильмов побольше.
“Что ж, идея неплохая”, — решил, в конце концов, Меир.
Так в 1981 году в городке Нью-Инглэнд (
New England) воплотилась в жизнь идея проведения первого Фестиваля израильского кино. Мероприятие длилось четыре дня и включило показ шести фильмов. Два года спустя Фенигштейну удалось учредить фонд “IsraFest”, ставший базой для проведения последующих фестивалей в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
До этого, в 1976 и 1977 годах, Фенигштейн сам сыграл в израильских кинокартинах две ведущие роли. Однако большинству израильтян Меир известен все же, как музыкант. В 1970-х он был ударником и вокалистом группы “Каверет” (израильские “Beatles”), где его называли “Пуджи” (
“Poogy”). Коллектив просуществовал три года и выпустил три альбома: “Сказки Пуджи” (
“Poogy Tales”), “Пуджи в Пите” (
“Poogy in a Pita”) и “У всех на слуху” (
“Crowded in the Ear”). В 1974 году “Каверет” представлял Израиль на международном конкурсе “Евровидение”. В состав группы входили Дэнни Сэндерсон (
Danny Sanderson), Гиди Гов (
Gidi Gov), Алон Олирчик (
Alon Oleartchik) и Эфраим Шамир (
Efraim Shamir). Они познакомились в 1970-м, выступая в составе армейского ансамбля “Лаhакат Анахаль” (
“Lahakat Hanachal”). Группа распалась в 1976 году и вновь собралась в 1984-м. Концерт в честь ее объединения проходил на открытой площадке и собрал более 500 тысяч зрителей, что составляло примерно десятую часть всего населения Израиля. Такие шоу устраивались затем в 1991 и 1994 годах, собирая огромную аудиторию.
“Прошло почти 30 лет, но с тех пор в Израиле не было группы, пользующейся такой же популярностью, какой когда-то пользовался “Каверет””, — гордо говорит Фенигштейн. В его офисе до сих пор стоит ударная установка, однако, бывшие поклонники “Каверет”, наверняка, несколько разочаруются, узнав, что Меир играет на ней лишь для того, чтобы развеяться или поднять настроение.
К следующему году, когда фестиваль будет проводиться уже в 20-й раз, Фенигштейн планирует сделать его
“самым престижным и успешным иностранным фестивалем в Америке”. “Я хочу показать людям настоящий Израиль, — объясняет он. — Легче всего сделать это именно через фильмы”. Влияние американской жизни на Фенигштейна проявляется в его таланте бизнесмена. Несмотря на то, что несколько месяцев в году он проводит в Израиле, вторым домом для него стал Лос-Анджелес. Его 23-летняя дочь Рахель недавно окончила Гарвардский университет и весной этого года собирается поступить в медицинскую школу “Ivy League”.
“Если вы очень верите, во что-то и знаете, что правы, то у вас все получится, — говорит Меир. —
Через год, два, десять лет, но получится обязательно”.