В Иерусалиме поздний вечер. Во внутреннем дворике театра “Хан” (
Khan Theater) царит оживление. Скоро начнется представление турецкого передвижного театра. Зрители тем временем томятся в предвкушении чего-то необычного. Потому что не может быть стандартным результат работы студенческих семинаров актерской студии Билли Кристела (
Billy Crystal), проходящих под девизом “Актеры за мир” (
Peace Through the Performing Arts), проект которых был разработан преподавателями и студентами театрального факультета Иерусалимского университета.
За час до этого стало известно, что в центре столицы произошел очередной теракт. Стоит ли говорить о том, как эта новость омрачила праздник. Тем не менее, во время приветственной речи академик Шай Бар Яаков (Shai Bar Yaacov), возглавляющий проект Билли Кристела, с присущей ему иронией отметил разницу между общей ситуацией в стране (имея в виду палестино-израильский конфликт) и тем фактом, что эта программа объединяет арабских и еврейских студентов, которые, вопреки всему, стремятся к миру.
Идея этого проекта возникла у американского актера Билли Кристела в 1999 году — задуманная акция представлялась ему действенным стимулом к развитию социальных и культурных связей между палестинцами и израильтянами. Благодаря этому возникли многочисленные предложения, озвучивающие давно витавшую в воздухе мысль: чтобы поправить положение, достаточно приложить лишь небольшое усилие, ибо от постоянно растущего напряжения устали все.
Однако сегодня ситуация выглядит совсем по-другому.
Бар Яаков рассказывает:
“Мы начинали в лучшие времена. Теперь же все изменилось. Тем не менее, проект Билли Кристела продолжается и первоначальный замысел остался прежним. Возможно, кому-то наши действия могут показаться бессмысленными, но мы так не считаем. В любой ситуации нельзя сидеть, сложа руки”.В этом году при непосредственной поддержке Кристела было открыто пять творческих студий. В одной из них шла работа над классическими арабскими пьесами; другая сосредоточилась на освещении арабо-израильского противостояния; еще одна тщательно исследовала работы Брехта. Один из коллективов представлял собой уличный театр и “специализировался” на раскрытии тайны взаимоотношений между людьми. А главным девизом стали слова: “Играя, созерцаем”. Именно он заложен в основу работы пятой студии, показывающей арабо-израильские взаимоотношения.
В проекте участвуют около ста человек.
“Основная задача программы состоит в том, что мы пытаемся объяснить людям, насколько каждый человек отличается от всех остальных. Вследствие этого, мы и на любую проблему смотрим по-разному, — продолжает Бар Яаков.
— Мы должны научиться слушать и понимать других”.Саид Тали, на протяжении трех лет руководивший совместным семинаром для израильтян и арабов, уверен в том, что подобные творческие студии укрепляют эмоциональную связь двух настолько разных и, одновременно, удивительно похожих наций:
“Из всех пяти коллективов театр, работающий под лозунгом “Играя, созерцаем”, наиболее близок к достижению того, чего на самом деле добивался Билли Кристел. Мы стараемся не только обсудить проблему, но и обыгрываем ее — а ведь это отличный способ понять друг друга”.Ни координаторы, ни сами участники проекта не питают иллюзий по поводу того, что постановка пьесы “В поисках понимания на Юпитере” (
“Understanding on the Planet Jupiter/Justice”) радикально изменит враждебные взаимоотношения, развивающиеся между евреями и палестинцами. Кстати, на иврите, название планеты Юпитер звучит “цедек”, что в переводе означает “справедливость”.
“Мы отнюдь не пытаемся влиять на общественность, мы всего лишь хотим, чтобы люди поняли других и, в первую очередь, самих себя, — объясняет Михаль Бар-Йосеф Каспи (
Michal Bar-Yosef Caspi).
— Сначала мы должны научиться работать над собой и только после этого выходить на сцену, выступать перед зрителями и стараться сделать так, чтобы они нас поняли”.
“Думаю, что театр учит и воспитывает, — соглашается участник проекта Идан Алтерович (
Idan Alterovich), студент из Петах-Тиквы. —
Пока актер верит в то, что он играет, у него есть все шансы донести до аудитории основную мысль”.Эту пьесу студенты написали в ходе длившегося четыре месяца семинара. Действие происходит в одном из кратеров планеты Юпитер. На протяжении всей пьесы персонажи пытаются достигнуть взаимопонимания. Зрители наблюдают за развитием отношений израильтян и палестинцев, проникая в их суть.
Бар Яаков отмечает, что в то время, как политики продолжают практически ни к чему не ведущие переговоры, актеры студии имеют реальную возможность выразить свои чувства:
“Мы не касаемся политических вопросов, но даем людям шанс высказать свою точку зрения и услышать мнения окружающих”.Уди Гур (
Udi Gur) — израильтянин, принимающий участие в проекте, как он сам говорит, по причине
“глубокой заинтересованности в проведении мирного арабо-еврейского диалога”. Он считает, что
“в принципе, никто не может быть увереным в том, что проект как-то повлияет на будущее страны — это не решение проблемы, но попытка взглянуть друг на друга по-новому”. А для 27-летнего араба Рони Срура (
Roney Srour) из Эйлабуна знакомство с Уди Гуром стало настоящим откровением:
“До этого я был уверен, что знаю об израильтянах все. Но только работая в студии я понял, что не знаю о них ровным счетом ничего. Я привык к негативному стереотипу солдата, но не все же евреи — плохие! Уди — тоже солдат, но при этом он отличный парень!”.Рони продолжает:
“Благодаря участию в проекте я кардинально пересмотрел свои взгляды на жизнь, особенно прежнее свое отношение ко всем израильтянам. Всем своим знакомым я советовал прийти сюда хотя бы раз — они должны были это увидеть. Проблема в том, что арабы воспринимают евреев только в негативном смысле, ничуть не задумываясь о том, насколько сами бывают жестокими. Но это не означает и того, что все израильтяне — прекрасные люди. Они зачастую ведут неверную политику, и это приводит меня в ярость. Однако на семинарах я научился видеть в евреях и хорошее. Мы должны уважать друг друга”.В этом году в представлениях театра “Хан” было задействовано десять израильских и шесть арабских студентов. Все они принимали участие в программе студии “Играя, созерцаем”.
Саид Тали надеется, что несмотря на то, что число еврейских студентов на сегодняшний день намного превышает численность студентов-арабов, в скором времени эта ситуация исправится:
“Я думаю, что в будущем у нас будет больше студентов из Палестины. Они в каком-то смысле боятся идти сюда. На первых порах у них и так много проблем: они живут вдали от дома, им приходится привыкать к студенческой жизни, к тому же — учить язык. Надеюсь, эта ситуация изменится в лучшую сторону”.