Top.Mail.Ru

Понять, играя

29.08.2003

В Иерусалиме поздний вечер. Во внутреннем дворике театра “Хан” (Khan Theater) царит оживление. Скоро начнется представление турецкого передвижного театра. Зрители тем временем томятся в предвкушении чего-то необычного. Потому что не может быть стандартным результат работы студенческих семинаров актерской студии Билли Кристела (Billy Crystal), проходящих под девизом “Актеры за мир” (Peace Through the Performing Arts), проект которых был разработан преподавателями и студентами театрального факультета Иерусалимского университета.

За час до этого стало известно, что в центре столицы произошел очередной теракт. Стоит ли говорить о том, как эта новость омрачила праздник. Тем не менее, во время приветственной речи академик Шай Бар Яаков (Shai Bar Yaacov), возглавляющий проект Билли Кристела, с присущей ему иронией отметил разницу между общей ситуацией в стране (имея в виду палестино-израильский конфликт) и тем фактом, что эта программа объединяет арабских и еврейских студентов, которые, вопреки всему, стремятся к миру.

Идея этого проекта возникла у американского актера Билли Кристела в 1999 году — задуманная акция представлялась ему действенным стимулом к развитию социальных и культурных связей между палестинцами и израильтянами. Благодаря этому возникли многочисленные предложения, озвучивающие давно витавшую в воздухе мысль: чтобы поправить положение, достаточно приложить лишь небольшое усилие, ибо от постоянно растущего напряжения устали все.

Однако сегодня ситуация выглядит совсем по-другому.

Бар Яаков рассказывает: “Мы начинали в лучшие времена. Теперь же все изменилось. Тем не менее, проект Билли Кристела продолжается и первоначальный замысел остался прежним. Возможно, кому-то наши действия могут показаться бессмысленными, но мы так не считаем. В любой ситуации нельзя сидеть, сложа руки”.

В этом году при непосредственной поддержке Кристела было открыто пять творческих студий. В одной из них шла работа над классическими арабскими пьесами; другая сосредоточилась на освещении арабо-израильского противостояния; еще одна тщательно исследовала работы Брехта. Один из коллективов представлял собой уличный театр и “специализировался” на раскрытии тайны взаимоотношений между людьми. А главным девизом стали слова: “Играя, созерцаем”. Именно он заложен в основу работы пятой студии, показывающей арабо-израильские взаимоотношения.

В проекте участвуют около ста человек.

“Основная задача программы состоит в том, что мы пытаемся объяснить людям, насколько каждый человек отличается от всех остальных. Вследствие этого, мы и на любую проблему смотрим по-разному, — продолжает Бар Яаков. — Мы должны научиться слушать и понимать других”.

Саид Тали, на протяжении трех лет руководивший совместным семинаром для израильтян и арабов, уверен в том, что подобные творческие студии укрепляют эмоциональную связь двух настолько разных и, одновременно, удивительно похожих наций: “Из всех пяти коллективов театр, работающий под лозунгом “Играя, созерцаем”, наиболее близок к достижению того, чего на самом деле добивался Билли Кристел. Мы стараемся не только обсудить проблему, но и обыгрываем ее — а ведь это отличный способ понять друг друга”.

Ни координаторы, ни сами участники проекта не питают иллюзий по поводу того, что постановка пьесы “В поисках понимания на Юпитере” (“Understanding on the Planet Jupiter/Justice”) радикально изменит враждебные взаимоотношения, развивающиеся между евреями и палестинцами. Кстати, на иврите, название планеты Юпитер звучит “цедек”, что в переводе означает “справедливость”. “Мы отнюдь не пытаемся влиять на общественность, мы всего лишь хотим, чтобы люди поняли других и, в первую очередь, самих себя, — объясняет Михаль Бар-Йосеф Каспи (Michal Bar-Yosef Caspi). — Сначала мы должны научиться работать над собой и только после этого выходить на сцену, выступать перед зрителями и стараться сделать так, чтобы они нас поняли”.

“Думаю, что театр учит и воспитывает
, — соглашается участник проекта Идан Алтерович (Idan Alterovich), студент из Петах-Тиквы. — Пока актер верит в то, что он играет, у него есть все шансы донести до аудитории основную мысль”.

Эту пьесу студенты написали в ходе длившегося четыре месяца семинара. Действие происходит в одном из кратеров планеты Юпитер. На протяжении всей пьесы персонажи пытаются достигнуть взаимопонимания. Зрители наблюдают за развитием отношений израильтян и палестинцев, проникая в их суть.

Бар Яаков отмечает, что в то время, как политики продолжают практически ни к чему не ведущие переговоры, актеры студии имеют реальную возможность выразить свои чувства: “Мы не касаемся политических вопросов, но даем людям шанс высказать свою точку зрения и услышать мнения окружающих”.

Уди Гур (Udi Gur) — израильтянин, принимающий участие в проекте, как он сам говорит, по причине “глубокой заинтересованности в проведении мирного арабо-еврейского диалога”. Он считает, что “в принципе, никто не может быть увереным в том, что проект как-то повлияет на будущее страны — это не решение проблемы, но попытка взглянуть друг на друга по-новому”. А для 27-летнего араба Рони Срура (Roney Srour) из Эйлабуна знакомство с Уди Гуром стало настоящим откровением: “До этого я был уверен, что знаю об израильтянах все. Но только работая в студии я понял, что не знаю о них ровным счетом ничего. Я привык к негативному стереотипу солдата, но не все же евреи — плохие! Уди — тоже солдат, но при этом он отличный парень!”.

Рони продолжает: “Благодаря участию в проекте я кардинально пересмотрел свои взгляды на жизнь, особенно прежнее свое отношение ко всем израильтянам. Всем своим знакомым я советовал прийти сюда хотя бы раз — они должны были это увидеть. Проблема в том, что арабы воспринимают евреев только в негативном смысле, ничуть не задумываясь о том, насколько сами бывают жестокими. Но это не означает и того, что все израильтяне — прекрасные люди. Они зачастую ведут неверную политику, и это приводит меня в ярость. Однако на семинарах я научился видеть в евреях и хорошее. Мы должны уважать друг друга”.

В этом году в представлениях театра “Хан” было задействовано десять израильских и шесть арабских студентов. Все они принимали участие в программе студии “Играя, созерцаем”.

Саид Тали надеется, что несмотря на то, что число еврейских студентов на сегодняшний день намного превышает численность студентов-арабов, в скором времени эта ситуация исправится: “Я думаю, что в будущем у нас будет больше студентов из Палестины. Они в каком-то смысле боятся идти сюда. На первых порах у них и так много проблем: они живут вдали от дома, им приходится привыкать к студенческой жизни, к тому же — учить язык. Надеюсь, эта ситуация изменится в лучшую сторону”.
{* *}