Однажды, около трех лет назад, кинорежиссер Дан Кацир (
Dan Katzir) впервые увидел в Нью-Йорке классическую пьесу на идиш “Зеленые луга” (
“Green Fields”) и — заплакал. Довольно необычная реакция для бывшего лейтенанта израильских ВДВ, не знавшего, к тому же, ни слова на этом языке.
“Та пьеса была одновременно смешной и грустной, наивной и чистой, — вспоминал он недавно, сидя в одном из лос-анджелесских кафе неподалеку от студенческого городка Калифорнийского университета. —
Среди повсеместной распущенности она просто поражала”.Сразу уточним: к наивности и непритязательной простоте Дан Кацир относится весьма трепетно (чего не скажешь о большинстве его современников). Окружающим он порой напоминает чуть ли не моралиста викторианской эпохи — это особенно чувствуется, когда он с сожалением рассуждает:
“Всепоглощающим цинизмом буквально пропитана вся мировая культура. Современная музыка наполнена жестокостью и агрессией. Даже детская литература все меньше и меньше напоминает детскую. Не лучшая ситуация в этом отношении складывается и в Израиле. Многие смотрят на мир через призму агрессии. Конечно, читая, скажем, Шолом Алейхема или Чехова, вы можете уловить некоторую жесткость и у них, но через эти частные моменты отчетливо просвечивает их любовь ко всему человечеству! Они умели прощать многочисленные человеческие слабости. Разве могу я найти что-либо подобное в современном мире?”. Этот взгляд на мир Дан Кацир воплощает в своем творчестве. Не так давно в Нью-Йорке он закончил работу над очередным документальным фильмом о еврейском театре, ставящем пьесы на идиш. Ему 34 (кстати, следуя голливудской моде, о своем возрасте он говорит неохотно). С жестокостью и насилием ему довелось столкнуться в раннем детстве, еще в родном Тель-Авиве. Когда ему исполнилось всего три года, его дед, известный ученый Аhарон Кацир (Качальский) (
Aharon Katzir (Katchalsky) ), был убит во время перестрелки, устроенной в 1972 году японскими террористами в аэропорту Лод. Очередным ударом для Дана стало известие об убийстве Ицхака Рабина. Последнее, собственно, и повлияло на его решение снять свой первый документальный фильм “Не стоит увлекаться поисками любви” (
“Out for Love, Be Back Shortly”), рассказывающий о любовном романе застенчивого директора — решительного противника арабо-израильского конфликта, сопровождающегося терактами и смертью. Фильм демонстрируется во многих школах и воинских частях Израиля по сей день. Несколько месяцев назад документальный фильм Дана Кацира “Сегодня ты станешь авторучкой” (
“Today You Are a Fountain Pen”), который рассказывает об американском мальчике, узнающем из уст своего деда ужасающие подробности Холокоста, получил награды трех престижных кинофестивалей США.
Развитие документального кино находит в Израиле активную поддержку. Почему же Кацир — выпускник кинематографической школы при Тель-Авивском университете и не менее известного Института американского кино в Лос-Анджелесе — продолжает работать в США?
“Однажды еврейский драматург сказал мне, что если я хочу показать людям настоящий штетл, мне необходимо самому изучить еврейскую жизнь, путешествуя по миру. В будущем я хочу снимать фильмы как в самом Израиле, так и за его пределами, чтобы показать израильтянам еврейсую жизнь в друих странах, а людям всего мира — жизнь израильтян. Я пытаюсь вселить в сердца зрителей любовь и надежду”.Стоит отметить, что сам он не в восторге от израильских фильмов, демонстрируемых на территории США:
“При обсуждении иранской или французской ленты зрители хорошо представляют себе стиль режиссеров и идею. В израильской индустрии стиля и цели кино четко не определены, большинство фильмов отличаются вульгарностью и жестокостью”. Зато итальянские фильмы (например, “Кинотеатр Парадизо” (
“Cinema Paradiso”) или “Жизнь прекрасна” (
“Life Is Beautiful”)) он просто обожает. По его мнению, вопреки довольно мрачному контексту, они вселяют в людей надежду и веру в невинность.
“Большинство израильских режиссеров мыслят ограниченно, не имея ни малейшего представления о том, какие киноленты стоит показывать американскому зрителю. Ведь в жизни израильтян так много теплоты и настоящих человеческих взаимоотношений — почему бы не показать именно это? В Израиле, например, есть несколько аналогов фильма “Моя большая греческая свадьба” (“My Big, Fat Greek Wedding”), любой из которых способен моментально завоевать мировой кинорынок”.Последняя работа Дана Кацира — “Компания Жасмин” (
“Company Jasmine”) — повествует о воинских учебных курсах для женщин. Режиссер категорически отвергает все обвинения в том, что его творение напичкано антиизраильскими идеями:
“Я — израильтянин и горжусь этим! Я служил в армии четыре с половиной года, и если я и критикую свой народ, то лишь из любви к нему!”. Действительно, жизнь Дана в Израиле сложилась не так уж и плохо, а его семья довольно известна в стране. Взять хотя бы, его двоюродного деда, Эфраима Кацира (
Ephraim Katzir), который был президентом страны; отец Дана, Авраhам, был профессором университета, а мать — Яаель (
Yael) — известный историк, писатель и продюсер. Благодаря фильму “Не стоит увлекаться поисками любви” на улицах теперь узнают и самого Дана, причем многие искренне восхищаются его работами. А вот жизнь в Голливуде — не сахар:
“Приехав в Америку, я начал все с нуля. Пришлось заново доказывать, что я чего-то стою. Я же старше многих оптимистов, приезжающих в Голливуд ловить удачу. К тому же, у меня заметный израильский акцент, семьи нет, знакомых тоже немного… Когда я говорю людям о том, что служил в израильской армии, они начинают смотреть меня как на только что освободившегося преступника!”. Тем не менее, Дан Кацир решительно настроен на победу. Сейчас он заканчивает книгу своих армейских воспоминаний. По его словам, опыт и знания, приобретенные во время службы в израильской армии, показали ему,
“насколько низко может пасть человек”. Впрочем, по названию книги — “Любовь — ответ на все” (
“Love Is Always the Answer”) — об этом не скажешь.