Top.Mail.Ru

Между сценой и вестерном

22.10.2003

В течение почти всей творческой карьеры Эли Уоллаху (Eli Wallah) приходилось играть мафиози, бандитов и массу других необычных эпизодических ролей. Дожив до почтенного 87-летнего возраста, он продолжает сниматься, правда теперь исполняемые им роли стали ему гораздо гораздо ближе и родней.

В картине “Хороший, плохой и опасный” (“The Good, the Bad and the Ugly”) Эли Уоллах предстает загорелым агрессивным малым с неопрятными курчавыми волосами и мексиканским акцентом. В те времена он работал со знаменитым Клинтом Иствудом в классических вестернах Серджио Леоне (Sergio Leone), непременно играя вооруженных бандитов. Сегодня он выглядит более добродушно — усы поседели, похудело круглое когда-то лицо. Однако работоспособность свою 87-летний актер все же сохранил, умудряясь совмещать постановочные съемки и работу над автобиографией, в которой рассказывает о своей великой карьере на сцене и в кино.

Вскоре кинозрителям предстоит увидеть Уоллаха в “Мистической реке” (“Mystic River”) — новой драме Иствуда, выход которой на экраны обещают уже в октябре. Две звезды впервые работают вместе с тех пор, как был снят “The Good, the Bad and the Ugly”. Хотя исполняемая им роль владельца заведения, торгующего спиртным, далеко не главная, Уоллах заметил, что Иствуд считает саму сцену “центральной” в сюжетном отношении: “Когда Клинт позвал меня сниматься в фильме, я спросил: “Сколько недель будет продолжаться съемка?”. Это всего на день, отвечает. Дескать, будет забавным само воссоединение”.

При всей своей многогранности Эли Уоллах прославился, прежде всего, зловещим амплуа коварного и жестокого злодея, будь то бандит с Дикого Запада или сахарный дон-мафиози из третьей части “Крестного отца” (“The Godfather”). Сын говорящих на идиш польских иммигрантов, он родился в Бруклине, где его отец владел кондитерским магазином. Тягу к актерству испытывал с детства: “Я, бывало, любил представлять себе, что моя кровать — это пустыня Сахара, а сам я — боец Иностранного легиона. Ну разве мог я идти обедать — ведь я истекал кровью!” . Планы юноши поступить в городской колледж Нью-Йорка (New York's City College) развеялись как дым из-за плохих оценок. Вместо этого он поступил Техасский университет в Остине (Austin). Там научился ездить верхом, и это позже очень пригодилось ему — сначала когда работал консультантом в летних еврейских лагерях на востоке страны, а затем когда играл в таких вестернах, как “Великолепная семерка” (“The Magnificent Seven”) и “Как был завоеван Запад” (“How the West Was Won”).

Во время Второй мировой Уоллах проходил службу в должности медицинского администратора в Северной Африке и Франции. Вернувшись в Нью-Йорк, он понял, что хочет играть, а не преподавать, как большинство его братьев и сестер. И стал одним из первых членов прославленной “Студии актеров” (Actors Studio), в состав которой вошли Джули Харрис (Julie Harris), Марлон Брандо (Marlon Brando) и Стив Маккуин (Steve McQueen). Здесь же Эли познакомился с актрисой Энн Джексон (Anne Jackson), на которой в 1948-м женился. У них родились две дочки, впоследствии тоже ставшие актрисами, и сын, избравший профессию художника-мультипликатора.

А начиналась актерская карьера Уоллаха в театре. Играл в бродвейских пьесах, причем за роль в одной из них — “Розовой татуировке” (“The Rose Tattoo”) в постановке 1951 года — даже удостоился театральной премии “Тони”. А затем состоялся его дебют и на киноэкране — роль аморального соблазнителя в фильме Элии Казана (Elia Kazan) “Куколка” (“Baby Doll”). Эли Уоллах вспоминает о Казане, умершем 94-летним в сентябре 2003 года, с огромной нежностью, как о друге и одном из самых любимых режиссеров.

Среди сыгранного Уоллахом следует отметить немало оригинальных ролей второго плана и чисто еврейских персонажей. “В такие роли я стараюсь привнести собственное происхождение и воспитание”, — говорит актер. Например, в 1978 году он вместе с женой и дочерьми играл в театральной версии “Дневников Анны Франк”. Этот спектакль шел в Торонто целый год.

Его еврейские роли тоже отличаются разнообразием: от адвоката, защищающего право группы неонацистов устраивать свои марши (телевизионный фильм “Скоки” (“Skokie”), 1981 г.), до ювелира из Варшавского гетто, купившего себе право бежать и бросившего ради этого двух своих детей (телеверсия романа Джона Херси (John Hersey) (1982 г.) “Стена” (“The Wall”) и руководителя секретной службы Моссад в фильме “Невозможный шпион” (“Impossible Spy”) 1997 года об израильском шпионе Эли Коhене (Eli Cohen), которого повесили в Сирии.

В 1997-м он играет в бродвейской пьесе Джеффа Барона (Jeff Baron) “Навещая мистера Грина” (“Visiting Mr. Green”) роль своенравного еврейского вдовца, который знакомится с бесшабашным молодым человеком и становится его другом. “New York Times” осыпала Уоллаха градом комплиментов, призывая читателей: “Если кто-нибудь может указать на более успешное представление в этом сезоне, нежели то, в котором задействован Эли Уоллах… то ваши номинации принимаются”.

А совсем недавно пожилой актер исполнил второплановую роль отца главного героя в телевизионном сериале “Воспитание Макса Бикфорда” (“The Education of Max Bickford”). “Начав с мафиози, метисов, мексиканцев, ирландцев, испанцев, даже жителей Окинавы, я, в конце концов, начал играть колоритных еврейских персонажей”, — так Эли Уоллах подводит итог своей трудовой биографии.

Екатерина Иванова

{* *}