Майя Дерен, урожденная Элеонора Деренковская, родилась 29 апреля 1917 года в Киеве. Ее мать, Мария Фидлер, была преподавательницей музыки, а отец, Соломон Деренковский, — психиатром. Раннее воспитание Элеоноры дало основу для становления творческой личности. В 1922 году, в связи с погромами, экономическими трудностями и политической приверженностью ее отца к Троцкому, еврейской семье пришлось покинуть Россию. Они обосновались в Сиракузах, штат Нью-Йорк, занялись семейным бизнесом и официально сократили фамилию до Дерен.
После развода родителей в 1930 году, Дерен отправили учиться в швейцарскую школу Ecole Internationale de Geneve, где она изучала французский, немецкий и русский языки. В 1933 году она вернулась в Соединенные Штаты и шесть лет проучилась в сиракузском университете (на факультете журналистики, где у нее и появился интерес к кино), нью-йоркском университете и колледже Смита, получив диплом по английской литературе. Еще во время учебы она работала ассистентом различных писателей и публицистов, параллельно занимаясь поэзией.
Некоторое время Дерен работала секретарем у хореографа, танцора и антрополога Кэтрин Данхэм. Данхэм была родоначальницей Black dance и автором антропологических исследований в Гаити в 1936 году. Сотрудничая с Данхэм, Дерен вдохновилась написать эссе под названием "Религиозная одержимость в танце". Она находилась с Данхэм в Лос-Анджелесе, когда встретила своего второго мужа, чешского кинорежиссера Александра Хакеншмида, позднее ставшего Хаммидом. До этого, будучи студенткой, Дерен 3 года прожила в браке с русским социалистом. Дерен унаследовала от отца кое-какое состояние, на которое купила маленькую 16-миллиметровую видеокамеру Bolex. Именно этой камерой она вместе с Хаммидом сняла первый и наиболее известный фильм "Meshes of the Afternoon" (1943) в Голливуде. "Meshes of the Afternoon" проложил путь американскому авангардному фильму 40-50 годов прошлого столетия и был признан одним из лучших в экспериментальном кинематографе.
Дерен возвратилась в Нью-Йорк в 1943 году и поменяла имя Элеонора на Майю. Это имя матери Будды, означавшее в древнем мире слово "вода", а в мифологии Хинди "пелена иллюзии". Андре Бретон, Марсель Дьюхамп, Оскар Фишингер и Анаис Нин присоединились к ее общественному кружку в Гринвич-Виллидж. Под ее влиянием воспитывались такие режиссеры, как Уиллард Маас, Кеннет Ангер, Стэн Брэкхейдж, Сидни Петерсон, Джеймс Броутон, Грегори Маркопоулос и Кертис Хэррингтон.
В течение последующих нескольких лет Дерен продолжала создавать фильмы все той же 16-миллиметровой камерой. Среди этих работ "At Land" (1944) и "Study in Choreography for Camera" (1945). В 1946 году она на несколько вечеров арендовала кинотеатр в Нью-Йорке, чтобы показать три своих фильма в рамках программы "Three Abandoned Films". Этот смелый шаг воодушевил других режиссеров заниматься саморекламой своих фильмов. В этом же году она была награждена премией фонда содружества Гуггенхейма (Guggenheim Foundation Fellowship) за творческую деятельность в области кинематографа. Ее фотографии и эссе, включая "Анаграмму идеалов в искусстве, форме и кино" ("An Anagram of Ideas on Art, Form and Film"), стали появляться на первых полосах подпольной прессы. Она также начала задумываться над съемками фильма о трансе и ритуалах.
В 1947 году на Каннском кинофестивале за фильм "Meshes of the Afternoon" она была удостоена международного гран-при в экспериментальном кино. Впервые такой приз был присужден представителю Соединенных Штатов, женщине-режиссеру. В этом же году Дерен развелась ос своим мужем Хаммидом.
Между 1947 и 1950 годами Дерен в общей сложности провела два года на Гаити, запечатлевая на камеру ритуалы вуду и местные танцы. Но работа так и осталась незавершенной. Под руководством мифолога Джозефа Кэмпбелла Дерен написала детализированную беспрецедентную этнографическую научную работу о религии вуду под названием "Divine Horsemen: The Living Gods of Haiti" (1953).
Премьера ее последнего фильма "The Very Eye of Night" (1955) состоялась в Порт-о-Пренс, столице Гаити. Из-за финансовых проблем фильм в Нью-Йорке был показан только в 1959 году. В 1960 году Дерен вышла замуж за Теиджо Ито, японского музыканта, который был на 18 лет младше нее. Он сделал саундтреки к двум ее последним фильмам.
13 октября 1961 года Майя Дерен внезапно скончалась от кровоизлияния в мозг. Ей было 44 года. После ее смерти было очень много предположений на счет причины кровоизлияния. Ходили слухи о том, что Майю погубили вуду, витамины "Doctor Feelgood", которые она регулярно употребляла, также говорили о том, что она не смогла пережить судебные разбирательства Ито по разделу наследства его отца.
Кинематографический взгляд Майи Дерен до сих пор продолжает иметь влияние на кинорежиссеров, на ее работах учатся студенты многих престижных школ кино всего мира. В 1985 году Американский институт кинематографии основал премию Майи Дерен.
Майю Дерен часто называют матерью американского подпольного кинематографа. Конечно, и до появления Дерен в Америке существовали режиссеры авангарда, но их фильмы выглядят слишком тускло по сравнению с теми сюрреалистичными шедеврами Дерен.
Возможно, жизнь Дерен документализирована, как не документализирована жизнь ни одного другого режиссера. Она оставила после себя множество дневников, записных книжек, сценариев, рисунков, писем, интервью, текстов лекций, парочку бывших мужей и кучу сотрудников, что уж там говорить о ее фильмах. Неудивительно, что кинолента "В зеркале Майи Дерен", новый фильм австрийского режиссера Мартины Кудлацек, стала отражением многогранного, красивого и всегда завораживающего портрета сложной, зачастую обманчивой натуры Дерен. В равной степени не смущает и тот факт, что Кудлацек сгладила некоторые "морщинки" в жизни этой удивительной женщины. Можно сказать, что "В зеркале Майи Дерен" — это пример того, как надо снимать кино о кинорежиссере.