Top.Mail.Ru

«Маленькая Павлова»

30.12.2004

Второго декабря ушла из жизни легендарная балерина XX столетия Лилиан Алисия Маркс (Lilian Alicia Marks), известная как Алисия Маркова. Ее заслуги бесчисленны: гениальная танцовщица, педагог, режиссер и сценарист, она работала практически со всеми известными балетными коллективами мира, была первой английской балериной с мировым именем и ставшей легендой еще при жизни. Казалось, что эта танцовщица была просто гуттаперчевой — за ее внешней гибкостью, пластичностью, утонченностью скрывались стальные мышцы и железная воля. Даже в свои девяносто два она была способна продемонстрировать сложнейшие балетные па ученикам, которые были моложе ее минимум в четыре раза!

Карьера Марковой началась еще до расцвета английского балета. Будущая балерина родилась 1 декабря 1910 года в Лондоне. Тринадцатилетней девчонкой Алисия стала последним открытием великого балетмейстера Сергея Дягилева, увидевшего ее в балетном классе, и начала работать в его труппе как «бэби-балерина». На протяжении трех десятилетий лет ее постоянным партнером на сцене был Антон Долин (еще один англичанин, получивший русское имя от Дягилева). В детстве она была известна как «маленькая Павлова» — и это было вполне обоснованно. В девять лет Алисия побывала на выступлении великой балерины и настолько впечатлилась ее мастерством, что упросила отца отвезти ее в гости к Павловой. В гостях Анна продемонстрировала Марковой несколько упражнений и даже поделилась некоторыми секретами своего мастерства. И все же, несмотря на постоянное сравнивание с Павловой, Алисия разительно отличалась от нее неистребимым стремлением к новому. Она работала с такими великими балетмейстерами, как Джордж Баланчин (George Balanchine), Фредерик Эштон (Frederick Ashton) и Энтони Тюдор (Antony Tudor), участвовала в съемках нескольких известных постановок.

Многие считали Маркову русской балериной, хотя, на самом деле, эту фамилию ей «подарил» сам Дягилев. Лилиан Алисия Маркс была старшей из четырех сестер. Артур Маркс, отец девочки, был инженером, предки которого принимали участие в разработке дизайна знаменитого Тауэрского моста. Он был евреем, а мать Алисии, Эйлин Бери, приняла иудаизм перед самым замужеством. Алисия была очень слабым ребенком. В шесть лет девочка практически не разговаривала и крайне мало общалась с другими детьми. В свою первую балетную школу — «Академию танца мисс Торн» — малютка Лилиан Алисия Маркс попала лишь потому, что врач прописал ей занятия танцем для укрепления слабых ног. На занятия Маркова пришла с сестрой Дорис. Мать отдала девочек в балетную школу просто «для красоты», однако «гадкий утенок» поразил и родителей, и преподавателей. Девочка блестяще исполняла все, что ей показывали. Окрыленная успехами дочери, мать Лилиан решила отдать ее в более серьезную танцевальную школу, которой руководила Серафима Астафьева. На тот момент девочке было четырнадцать. В школе Астафьевой ее и «открыл» приехавший на одно из занятий Дягилев — так начался звездный час Алисии. В 1921 году она исполнила свою первую серьезную партию в его постановке «Спящей красавицы». В 1924-м — стала участницей труппы «Русского Балета». Тогда же от пневмонии скончался отец Лилиан.

А в 1929-м ушел из жизни и Дягилев. Стремительно начавшийся взлет карьеры Марковой вдруг застопорился — ей просто некуда было идти. Начались трудности, и Маркова вернулась в Лондон. Ввиду катастрофической нехватки денег Лилиан, вместо того, чтобы посещать балетный класс, занималась дома. Тогда начинающий балетмейстер Фредерик Аштон предложил Марковой работать вместе. И все вдруг начало получаться. В 1932-м она поставила для «Балета Сэдлерс-Уэллс» (будущий «Королевский балет») фокинскую «Шопениану»; тогда же — второй акт «Лебединого озера», став первой балериной, станцевавшей в Великобритании Королеву лебедей. Следующим потрясшим публику дебютом стала партия Жизель в одноименном балете. Затем настал черед «Щелкунчика» и прочих многочисленных постановок. К 1935 году стало совершенно очевидно, что Маркова и Долин способны создать собственный театр…

Военные годы великая балерина провела в Америке, где продолжала неустанно заниматься делом всей своей жизни. С 1946-го вместе с Долиным и знаменитым американским импрессарио Солом Хуроком (Sol Hurok) Маркова гастролировала по всему миру, от Карибских островов до Филиппин. За плечами Алисии Марковой — несметное множество балетных постановок и блестяще исполненных партий. До конца своей жизни она буквально жила балетом. И никогда не унывала.


{* *}