Олигарх юмора

11.04.2001

Хазанов



Статистика — как говорят — упрямая вещь, и при этом ее упрямство все время что-то новое приносит тем, кто следит за новостями. В последнее время зафиксирован форменный "бум" продаж в одной весьма специфической области звукозаписи: аудио- и видеозаписи эстрадного артиста Геннадия Хазанова уверенно держат лидерство среди его коллег и по тиражу выходят на одно из первых мест в России. То ли дело в том, что появилась новая большая серия кассет с его моноспектаклями разных лет, то ли просто наконец народная любовь начала выражаться в точных цифрах (что в принципе бывает, но редко...) — но факт налицо. Мы решили удивиться этому. И для начала вместе с журналистом Владимиром Черновым задались простым вопросом. Может быть, даже слишком простым...



А к кому обращается со сцены или с пленки народный артист Геннадий Хазанов? В любом случае он не может этого не знать, не интересоваться этим или не учитывать того, о чем думает его слушатель, он же и зритель... Часто слышишь разговоры людей о том, как тяжело и трудно жить, о том, что все происходящее сводит все наше существование куда-то вниз. Да. Может быть. Но и от таких разговоров устаешь куда больше чем от самой работы. Сейчас мы — наверное — опишем ситуацию, знакомую многим — вы пришли с работы с чувством усталости и (возможно) выполненного долга и, усевшись смотреть телевизор, невольно натыкаетесь на юмористическую передачу. Вы немного скучаете, не склонны напрягаться или серьезно размышлять над проблемами бытия — рабочий день дает о себе знать... Но! Вас останавливает что-то — и постоянный поиск с переключением каналов на время прекращается. Что мы видим? Да, именно его. Геннадия Хазанова. Он что-то говорит, рассказывает, кому-то улыбается, жестикулирует... Вдруг вы обнаруживаете, что хоть человек на экране и не заискивает перед вами, не требует, чтобы вы непременно рассмеялись, но его речь и манера говорить как бы вовлекает вас в то, что минуту назад было вам совершенно неинтересно и безразлично. И мы начинаем смеяться над обычными, повседневными вещами, а многие ситуации, к которым мы отнеслись бы с иронией (не больше!), будь мы их живыми свидетелями, вызывают у нас восторг и по-настоящему детский смех. А виноват он! В чем же секрет Хазанова? Чем можно обьяснить, что одного даже слушать не хотят, а другой собирает громадные залы? "В человеке для достижения чего-либо должна быть некая исключительность, а в Хазанове она то уж точно есть..." — так говорят многие его поклонники и даже те, кто вовсе к ним не принадлежит, а таких, как вы догадываетесь, тоже хватает... Но что это значит?



Слушая и смотря каждое его новое выступление, невольно вспоминаешь прошлое. Прошлое, в котором был Хазанов — и казалось, что он был вообще всегда, даже нарицательным именем он тоже (будто бы) был всегда. В котором он тоже выступал и заставлял смеяться. И вспоминаешь многое, от очередного фельетона, до озвучивания маленькой роли. После этого начинаешь вспоминать, что известно широкой публике о собственной жизни нашего маэстро. О том, как он учился, о том, как он развивался. О том, что он пришел работать в "Театр Эстрады" и то, что это было своеобразное испытание, даже для такой знаменитости... Трудное решение, так как человек пробует себя в несколько новом амплуа, входя в директорский кабинет — не на подмостки, где артист, безусловно, чувствует себя в нескоько раз комфортнее: "Ты продолжаешь ходить, что-то делать, имитировать жизнь, но никакого творчества нет. Творчество имеет основу — творить! Каждый раз заново. Риск — да, эксперимент — да!" Понимаешь, что путь у этого человека был далеко не легкий. Да, он не стал столь модным олигархом и на его счету в банке нет нескольких миллиардов, да даже если бы и были — этот человек заставил бы всех над этим обстоятельством тоже искренне смеяться...



Ротшильд дарит деньги, Сорос ставит благотворительные программы, а Хазанов — другое... Он дарит людям улыбки, простые обыкновенные улыбки. Он "Банкир Смеха", он тоже олигарх — просто из другой оперы, но в своем деле он не менее искушен, чем Сорос в финансах, а Гусинский в медиа-бизнесе. И кажется, что ему ничего не стоит быть самим собой... Но надо отделять то, что кажется, от того, как это делается. А это, согласитесь, не простая задача и требует максимальной отдачи от человека, даже в том случае, если он исключительный профессионал. Можно любить или не любить Хазанова, но то что он существует, и то что он делает — это факт, который влияет на нашу жизнь не меньше, чем стабильность курса мировых валют. Хазанов — это яркое, броское, запоминающееся и иногда режущее ... слово. Оно есть и делается это им. Да, может многим кажется, что он рассказывает несмешные вещи, но вклад его в развитие как советской, так и постсоветской культуры не измеряется громкостью хохота: он объясняет нам, где мы и как мы выглядим со стороны, что далеко не всегда так уж весело, но всегда отрезвляет.