Марк Шагал: полеты во сне и наяву

12.04.2001

Марк Шагал

Около трех лет назад в городе Витебске усилиями энтузиастов и почитателей таланта Марка Шагала был открыт дом-музей великого художника. В 2000 году внучка Шагала — Мерет Мейер, живущая в швейцарском городе Берне, опубликовала полную биографию мастера, открыв читателю многие "белые пятна" его творческой деятельности. С помощью сотрудников музея часть этой публикации была переведена на русский язык. Предлагаем нашим читателям познакомиться с некоторыми интересными подробностями жизни художника.

Марк Шагал родился в Витебске в 1887 году в еврейской семье. Закончив хедер и общую школу, он поступает в школу Иегуды Пена — художника жанровых сцен. Заметив талант молодого художника, тот рекомендует его в школу, основанную Имперским обществом поощрения художеств во главе с Николаем Рерихом. Великий художник добивается отсрочки от армии для Шагала и всячески заботиться о нем. Однако критика со стороны других преподавателей заставляет, Шагала покинуть школу. Он переходит работать ко Льву Баксту известному своими либеральными традициями в живописи. Шагал увлекается стилем Art nouveau и делает несколько работ на эту тему.

Жизнь часто сталкивала Шагала с известными людьми, которые влияли на формирование его как художника. Впервые в 1910 году, посетив Париж, он знакомится с Леже и Модильяни. Находясь а Париже до 1914 года, он пишет работы по еврейским мотивам. Он знакомится с хасидизмом, что оказывает влияние на все его последующее творчество.



После возвращения из Франции в Витебск он пишет впечатляющие полотна местечковой еврейской жизни. В марте 1915 года Шагал переезжает в Москву, где знакомится с Александром Блоком, Борисом Пастернаком и Владимиром Маяковским. Революцию Шагал встречает в Москве, где получает предложение наркома просвещения Луначарского возглавить комитет культуры в области изобразительного искусства. Но по совету жены, которую безумно любил, он отказывается от этого поста и уезжает в Витебск. Там ему удается создать школу и пригласить многих великих художников Малевича, Кандинского, Ромма.

Тогда же возникает противостояние двух великих художников Шагала и Малевича. Стиль последнего полностью отвергается Шагалом. В конце концов, он вынужден, уволится, и уехать в Москву.

В 1921 году он работает над декорациями к спектаклям Александра Грановского и молодого Евгения Вахтангова. В 1922 году он навсегда покидает Советскую Россию и сначала обосновывается в Берлине, а затем в Париже. Там он занимается иллюстрациями к "Мертвым душам", которые вскоре передает в дар Третьяковской галерее.

В 1931 году Шагал по приглашению основателя Тель-Авива Меира Дизенгофа посещает Палестину. Потрясенный местными красотами он ненадолго задерживается в Иерусалиме, где пишет интерьеры синагог.

Вплоть до войны Шагал плодотворно работает в Париже, но вынужден покинуть его из-за прихода фашистов. С 1941 года живя с семьей в Нью-Йорке, он делает декорации и костюмы к балету на музыку Чайковского и Стравинского.

После окончания войны Шагал возвращается во Францию, где становится одной из центральных фигур в культурной жизни Парижа. Одна выставка сменяется другой, художник оформляет библейские тексты, басни Лафонтена, "Дафнис и Хлоя", плафон для Парижской оперы. На протяжении 40 лет после войны Шагал создал множество прекрасных полотен, оформлял декорации к самым известным постановкам.

Все эти годы он думал о городе своего детства. Однако, находясь в начале 80-х в поездке по СССР, Шагал не смог посетить свой родной Витебск. Он хотел сохранить в памяти те ощущения, которые он пронёс через всю жизнь в эмиграции. Большую часть творчества Шагал изображал людей, парящих высоко в небе и умер, находясь в лифте, который стремительно нес его вверх.

Материал подготовил

Александр Гельмс