Top.Mail.Ru

Время Каравана

17.10.2002

Дани Караван – скульптор, чей стиль не поддается однозначному определению. Некоторые определяют его как «энвайронмент». Скульптуры Каравана разбросаны по всему миру: в Израиле, Франции, Германии. На протяжении всей своей творческой карьеры он создает широкомасштабные общественные произведения.

Скульптор работает с самыми различными материалами: металлом, цементом, деревом. Однако центральным компонентом его произведений является живая природа: деревья, песок, вода, и даже солнечный свет и ветер. Некоторые из его скульптур устроены так, что их можно рассмотреть с различных ракурсов, в том числе и изнутри. Можно подняться наверх, заглянуть в отверстия. Его произведения обязательно тесно связаны с местом, на котором они располагаются, они органично выписываются в окружающую среду: как природу, так и урбанистический пейзаж. Они могут находиться на вершине холма, как, например, грандиозная скульптура «Негев», или растягиваться на длину в 3 километра, как «Путь мира».

Названия работ Каравана зачастую носят глобально-философский характер: «Разрешение ситуации», «Отражение», «Время».

Дани Караван родился в 1930-м. Первым учителем был его отец, Авраам Караван, ландшафтный архитектор, автор парков в Яффо и Тель-Авиве. Далее — учеба у лучших израильских художников своего времени, обучение техники фрески во Флоренции и рисунку в Париже.

В своем творчестве скульптор затрагивает и глобальные проблемы мироздания и человеческой жизни, и общественную тематику: «Дорога прав человека» (Нюрнберг, 1993), «Площадь Терпимости», посвященная Ицхаку Рабину (Париж,1996), Мемориал, посвященный убийству евреев в Европе (Берлин , 1995). Художник удостоен многих наград (Израильский национальный приз искусства и науки (1977), Медаль ЮНЕСКО Пикассо (1993), Императорская премия Японии (1998) и другие).

Нам удалось взять у Каравана небольшое интервью.

- Вы могли бы как-то определить стиль, в котором Вы творите?

- Существует много определений, но нет какого-то единого слова, которое может вместить в себя концепцию моего творчества. К нему применяют определения «site specific» (пространственная скульптура – Е.Щ.) или « environment», но все эти слова не имеют для меня большого значения. Я просто выражаю то, что чувствую, мне не надо как-то называть это. Более важны методы и способы выражения.

- Было бы интересно узнать, как происходит сам творческий процесс. Ведь Ваша скульптура очень тесно связана с местом, где она располагается. Что бывает сначала: выбор места или рождение абстрактной идеи?

- Все начинается с того, что я получаю заказ на выполнение работы. Я еду на место, где будет располагаться потенциальная скульптура, осматриваю его. Я должен посмотреть, что есть на этом месте. И чего требует само это место. Затем я рассматриваю пространственные категории: метры, ширину, длину. Все это должно учитываться в дальнейшем процессе работы. Затем я начинаю искать форму воплощения, обдумываю, просчитываю. Это всегда процесс долгого поиска и сомнений. Я также думаю и как, например, сделать проект более экономичным. Все решения я принимаю самостоятельно: мне предоставлена свобода творчества. Потом разрабатывается полный проект, и начинается работа.

- Вы всегда работаете только по заказу?

- В противном случае мне пришлось бы вкладывать собственные деньги. Если бы я просто захотел что-то где-то построить, это вызвало бы много вопросов «почему» и «зачем».

- Иногда кажется, что искусство постмодернизма – это возвращение к древним формам. Скажем, некоторые Ваши скульптуры, которые предстают на слайдах, напоминают архитектурное искусство племен майя и инков или древнеегипетские пирамиды. У Вас есть подобное ощущение?

- Да, люди часто говорят мне, что мое творчество ассоциируется у них с Древним Египтом, Перу или Индией. Я сам не ощущаю этого столь четко. Возможно, все эти традиции влияют в какой-то степени на мое творчество. Все эти формы просто живут внутри меня. А конкретное место провоцирует их воплощение в реальность. Вообще, все компоненты, которые я использую (вода, ветер, песок, камень), использовались и в древности.

- В современном искусстве Вы первый, кто использует эти компоненты в творчестве?

- Я не думаю, что я первый, но, по крайней мере, один из первых. Раньше они использовались больше в качестве строительного материала, нежели как основа для произведения искусства.

- Есть у Вас какой-то излюбленный материал?

- Все материалы равны для меня. Здесь нет иерархии. Вода, бронза, мрамор — для каждого из материалов просто должно быть свое определенное место.

- Как бы Вы могли определить роль природы в своем творчестве?

- Это центральная и самая важная роль.

— Еврейская традиция оказывает влияние на Ваше творчество?

- Да. Я вырос в мире еврейской традиции и еврейской культуры. У многих моих работ еврейские названия, например, «Берейшит».

- По многим Вашим скульптурам можно подняться, спуститься, заглянуть в отверстие. Это мечта любого ребенка. Такая концепция как-то связана с Вашими детскими воспоминаниями и ощущениями?

- Да, я думаю, что до сих пор я в душе остался ребенком.

- Здесь было продемонстрировано много работ, тематически связанных с политикой. Политика и творчество для Вас всегда взаимосвязаны?

- Да. Я политичный человек. Я могу делать работы, посвященные идеям, в которые я верю сам. Я не делаю работ плакатного типа. Я не делаю манифестов. Я просто выражаю некую мысль и направление. Я не думаю, что искусство может сделать много в этом отношении, но оно должно осуществлять этот процесс.

- Сейчас Вы живете в Париже?

- Нет, в Тель-Авиве. Я разрываюсь между Тель-Авивом и Парижем. И между всеми другими местами, где я работаю: Германией, Италией.

- Как Вы оцениваете состояние израильской культуры на настоящий момент?

- Есть как позитивные, так и негативные явления. В Израиле есть множество молодых талантливых художников. Несмотря на тяжелую политическую и экономическую ситуацию, искусство в Израиле всесторонне развивается.

- У Вас есть любимые художники?

- О, очень много. От шумерского искусства и до наших дней. Особенно итальянские художники. Всех перечислить невозможно.

- Это Ваш первый визит в Россию?

- Да, и он производит на меня большое впечатление. Я тесно связан с русской культурой, поэзией, музыкой, искусством. Я ощущаю большой долг перед российским народом.

- Ваши предки были не из России?

- Мои предки были из Польши. Впрочем, сейчас это территория Украины.

Екатерина Щеглова

{* *}