Одному из самых знаменитых деятелей современного российского кинопроцесса, "отцу" Открытого российского кинофестиваля, называемого в народе "Кинотавром", Марку Рудинштейну пришлось ожидать своей востребованности не один десяток лет.
"Я делю свою жизнь на два этапа, — говорит он. — Первый — это жизнь до 1985 года, когда, как я считаю, во мне все лишь копилось, не будучи реализованным. Что сделать, показать было невозможно. И второй этап — когда нам дали наконец возможность быть людьми. Эта моя вторая жизнь и позволила реализовать то, что копилось сорок лет".
Он считает, что каждый от рождения наделен каким-либо талантом. И вопрос в том — создаст ли государство условия для его реализации. А условий не было. Марк Григорьевич даже подумывал о том, чтобы уехать за границу вслед за всей своей семьей. При этом понимал, что очень не хочет уезжать.
"Для меня слово Родина связано со словом "родинка" — что-то маленькое, близкое, родное, навсегда свое. Это Дерибасовская, улица в Одессе, где я родился и вырос. Это Подольск, где я прожил семнадцать лет в подвале. Или улица, где я с кем-то выпил бутылку вина, с кем-то подрался или впервые поцеловал девушку. Все эти "малые" понятия и стали для меня большим словом "Родина". И я сделал выбор — никуда не уезжать. Двух родин не бывает.
Он взялся поднимать отечественную культуру. "Культуру нельзя убить, — часто говорит он. — Ее можно растоптать, унизить, уничтожить но она вновь восстанавливается на генном уровне Поэтому не может быть американской культуры. Есть французская, индийская, российская, японская. Американской же культуры нет, потому что в ней нет генной преемственности с прошлым. У нее нет истории. Там есть субкультура, то есть соединение разнородных привнесенных извне генов культуры. Это как бы аренда генного наследия многих стран. Вот почему каждое государство должно лоббировать свою собственную культуру. И защищать ее от экспансии любой чужой культуры.
И Рудинштейн действительно лоббирует. Сейчас он написал письмо Владимиру Путину, призвав президента России ограничить американизацию отечественного кинопроката.
"Российское кино гибнет не только потому, что на него нет спроса. И не потому, что нашим кинематографистам нечего сказать Все гораздо проще. Американские прокатчики прочно обосновались на нашем кинорынке и, захватив лучшие кинотеатры, не допускают прокат отечественных фильмов. Развитие национального кинематографа как бизнеса возможно только за счет денег, полученных от проката. Отраслевая рентабельность киноиндустрии соизмерима с нефтяным бизнесом. Отсутствие интереса руководителей страны к кинобизнесу приводит к пополнению — за счет скромных средств наших граждан! -- казны западных кинокорпораций, обороты которых и без нашей помощи составляют миллиарды долларов в год.
Причем все это Рудинштейн заявляет не голословно: "Я специально проехал по многим городам России, — рассказывает он, — и убедился в том, что даже Центры российского кино" которые были профинансированы государством, показывают в основном фильмы США. А ведь во Франции и многих европейских странах законодательно ограничена экспансия Голливуда. Сегодня в сфере нашего проката совершается фактическое преступление. Выход есть. Но он заключается в том, что действовать надо сегодня и немедленно Иначе мы получим еще одно десятилетие проката без отечественного кино".
Да, он еврей, но уверяет: "моя национальность российская. Я не люблю понятие "национализм". Я люблю слово "национальность". Я очень огорчен, что мы сейчас потеряли понятие "государственный патриотизм". Это разрушает наше государство. Почти исчезло осознание себя как государственного человека К примеру, я человек, 53 лет прихожу к какому-то банкиру — мальчишке 32 лет. И он меня начинает поучать. Дескать, зачем вам тратить деньги на российское кино, когда это все равно бесполезно? Вот, дескать, моя жена, которая живет в Париже на Елисейских полях смотрит настоящее кино!.. И я, глядя на него, вижу: это не государственный человек.
..Когда Марк понял, что наше государство попало в тяжелейший кризис и кинематографу ждать помощи неоткуда, он сказал: "Наша задача на сей день — людей предприимчивых, людей дела дать государству передохнуть, взять заботу о культуре на свои плечи". Нужно было заполнить паузу, пока государство решит свои проблемы. "Люди, которые хотят жить в культурной стране, должны понимать, что в какой-то момент нужна их помощь".
Его любят в российском киномире за то, что не просит денег на кино у государство. Он говорит: "Не надо давать денег! Создайте законы для защита и роста российской культуры, создайте условия для возникновения щедрых меценатов. Так делается во всем мире.
Ведь и каннский фестиваль создал какой-нибудь французский Рудинштейн. При этом Марк Григорьевич хочет, чтобы поскорее забылось кто создатель "Кинотавра", потому что не в этом дело, а важно, что это стало явлением российской культуры, и даже администрация Канна предложила Сочинскому фестивалю закрывать летний сезон "днями "Кинотавра" в Канне". Такое случилось впервые в истории нашего кино.